• Форум  
 • Автозвук 
    Автомагнитолы 
    MP3 ресиверы 
    Усилители 
    Антенны 
    Коаксиальная акустика 
    Компонентная акустика 
    Сабвуферы 
    CD-чейнджеры 
    MD ресиверы 
 • Защита от угона 
    Автосигнализации 
    Датчики 
    Пейджеры 
    Иммобилайзеры 
    Замки 
    Сирены 
    Модули и блоки 
    Брелки 
 • GPS навигация 
    Навигационные системы 
 • Телефония и авто 
    Громкая связь 
 • Автоэлектрика 
    Диагностика 
    Ксенон 
    Парктроники 
    Дополнительная оптика 
    Преобразователи напряжения 
    Автомобильные люки 
    Аксессуары 
 • Юмор 
 • Видео 
    LCD мониторы и ТВ 
    Ресиверы с монитором 
    DVD-ресиверы 
    Видеомагнитофоны 
    AV-мастеры 
    DVD-чейнджеры 
    ТВ-тюнеры 
 • Инсталляции 
 • Интересные ссылки 
 • Интересные статьи 


Статьи

Статьи » Инсталляции »

Системы. ВАЗ-2113. Призовая тринадцатая

15.05.08, Журнал "Автозвук"

Призовая тринадцатая

Ну как,нашли знакомые имена с составе системы или названии студии?Наверняка нашли,целых три: Nakamichi,Helix и Львов.Остальному суждено еще некоторое время побыть загадкой.

Начнём с простого, чтобы потом спокойно сосредоточиться на необычном, а уж необычным этот автомобиль не обделён. Nakamichi — это такая японская фирма. Helix — фирма германская. Львов — город на западе далёкой Украины. Остальное в системе (да и в названии студии) — PAD. Только не говорите, будто что-то слышали, вряд ли...

Тем,кто привык к автомобильному звуку,предстояло узнать, что есть другой, обычным динамикам неподвластный

Сокращение PAD раскрывается как Precision Audio Devices. Полностью, с титулом — «Лаборатория звука Precision Audio Devices», вот как. Своими корнями лаборатория уходит в некогда всесоюзно знаменитый Львовский НИИ бытовой радиоэлектронной аппаратуры. Слава ушла вместе с Союзом, в этой части своей судьбы львовский храм аудионауки не
стал ни первым, ни последним. Пока институт был славен, он дал нашему народу довольно остроумно спроектированные вещи под названием «Амфитон», имя живёт и поныне.

Четырехканальный фронтальный Helix упрятан под приборную панель

Константин Баклаев знает толк в измерительной технике и хороших винах.Присмотритесь...

Басовое звено фронта отыгрывается диффузорной головкой,сделанной по особому проекту Константина

У другого имени, связанного с львовским НИИ, судьба иная. Там работал некто Владимир Шушурин, известный всем читателям журнала «Радио» как неугомонный конструктор усилителей. Позже он занялся этим же делом в стенах уже упомянутого заведения за зарплату в советских рублях, а когда соврубли подвинулись, уступая место пёстрым и молниеносно обесценивающимся карбованцам, Володя, не любящий пестроты, перебрался в страну, где все купюры одного цвета. Там он для начала проявил гуманизм по отношению к американскому народу, отказавшись от своей непосильной для американского речевого аппарата фамилии, объявил себя Владимиром Ламмом и основал коммерческое предприятие Lamm Industries по выпуску, разумеется, усилителей, ламповых, полуламповых и совсем не ламповых, объединяет которые выдающееся качество звучания и цены, ни при каких обстоятельствах не опускающихся ниже 20 тысяч однообразно зелёных бумажек.

Головное устройство в машине выбиралось по канонам домашнего звукового минимализма

Оптимальная ориентация среднечастотных изодинамических панелей потребовала вмешательства в геометрию торпедо

В боковины у заднего сиденья поставили вспомогательные басовики

Сосед будущего Ламма по институтскому коридору Константин Баклаев остался, последние шесть лет соседства он занимался изодинамическими излучателями, и тогда, и поныне твёрдо убеждённый, что лучшие электроакустические преобразователи — те, что используют планарную геометрию. Электростатические, а если надо попроще — изодинамические.
Ради продвижения этой идеи и основал Константин приватное предприятие «Лаборатория звука»... и так далее. Для тех, кто не застал соврублей и «Амфитонов»: нечасто применяемый в электроакустике изодинамический принцип основан на движении тонкой мембраны с нанесёнными на неё плоскими проводниками в однородном магнитном поле. Термин «изодинамический» отражает главное отличие такого преобразователя от просто динамического, нам отлично знакомого. В обычном динамике сила, заставляющая колебаться диффузор, приложена к нему практически в одной точке, откуда и большинство бед: начиная с какой-то частоты и в зависимости от характеристик диффузора он теряет способность колебаться сразу всей площадью, центр трясётся вместе со звуковой катушкой, а края не поспевают, отсюда и частотные искажения, и проблемы с направленностью и ограниченная частотная полоса.

Отработка конструкции пищалки с кольцевой изодинамической мембраной потребовала изготовления и испытания множества прототипов

Модули делались с резонансными частотами от 40 до 90 Гц...

Уникальный случай: при открывании задней полки сабвуфер сгибается пополам

..потом «заряжались» в ячейки опорной металлической рамы...

Изодинамические преобразователи потому и «изо» (а это, как известно, значит «равный»), что там сила приложена сразу ко всей поверхности мембраны, независимо от её размеров, ведь проводники нанесены по всей площади, а рядом с ними, тоже по всей площади, расположились и постоянные магниты, превращающие печатную звуковую катушку в электропривод излучающей мембраны. Всё, казалось бы, просто, но так всегда бывает, когда говоришь о схеме, а не о практической реализации. Наступил момент, когда новые идеи насчёт изодинамических головок наткнулись на отсутствие материалов с необходимыми характеристиками. К счастью, братские связи между двумя бывшими республиками распались ещё не совсем, решение нашлось в подмосковном Красногорске, житель которого Андрей Воробьёв взял на себя труд не только по поиску и подбору требуемых для реализации акустических идей Баклаева материалов, но и по изготовлению мембран с заранее заданными, как раньше любили заклинать, свойствами.
...и после этого накрывались декоративной накладкой со щелямиОсновой материала мембран нового поколения стал композит из полиимидной плёнки, спечённой со слоем алюминия. В зависимости от толщины слоев (общей и индивидуальной) жёсткость и удельная, на единицу площади, масса мембраны могут теперь варьироваться в широких пределах, а значит, соразмерно расширяются и пределы применимости готовых излучателей.
Теперь дело пошло веселее, и из «лаборатории звука» стали выходить новые головки, которые Константин считает единственно корректным механизмом звуковоспроизведения. Его (и не только его) аргументы таковы: лишь лёгкая, в некоторых головках — почти невесомая мембрана в силу малоинерционности способна воспроизвести исходную динамику звукового сигнала, в то время как всегда качественно более тяжёлый диффузор (а даже и купол) всегда её «смажет», не будучи в состоянии вовремя начать движение и, главное, вовремя остановиться.
Жил бы и работал интернациональный трудовой коллектив без забот, но, видно, без них Баклаев не может. В начале года ему пришла в голову идея построить на базе изодинамических излучателей не домашнюю акустическую систему, а автомобильную. Причём по возможности — всю. Идея, не станем скрывать, производит впечатление довольно безумной, особенно в отношении «всю». Известно же, что сабвуфер для автомобиля — совсем не то же, что для дома, это — душа системы, это — святое. А само словосочетание «изодинамический сабвуфер» для любого специалиста звучит непоправимым парадоксом, ведь в силу своего устройства изодинамические излучатели обречены на малый ход диффузора, в то время как сабвуферу он требуется или большой, или, что лучше — очень большой.

Почти невесомая мембрана в силу малоинерционности способна воспроизвести исходную динамику звукового сигнала

Есть заезженная мудрость: все, мол, знают, что это нельзя, а один — не знает, он и делает открытие. Здесь это не срабатывает: знал всё Константин, знал не только про особенности изодинамики, но и про автомобильный звук, ко времени появления безумной идеи он уже не раз участвовал в соревнованиях на Украине на похожей машине, построенной на головках Morel по принципу домашней аудиосистемы, с фронтальным басом на 8-дюймовых дверных басовиках. Но жила мечта показать тем, кто привык к традиционному автомобильному звуку, что есть другой, обычным динамикам неподвластный.

Окончательная (на сегодня) версия пищалки в стойке

Шестидюймовые «судейские» басовики — другой спецпроект. Зная калибр, прикиньте размеры магнита

Так за первую половину 2006 года родилась эта система, причём срок включает в себя и время на разработку, и изготовление всех излучателей. Их в системе немало, и большинство (хотя и не все) — действительно изодинамические. Установленные в стойках пищалки снабжены предельно лёгкой круглой кольцевой мембраной с центральным фазовыравнивающим телом. По результатам измерений в сохранившейся, слава богу, на родине разработчика безэховой камере диапазон частот этой модели ВЧ-излучателя начинается на 2,5 кГц и простирается до 70 кГц.

Реально сабвуфер собран из двенадцати модулей,одинаковых по размеру,но не по характеристикам

В системе пищалки работают через пассивный фильтр верхних частот на 5 кГц. Ниже действуют установленные на приборной панели изодинамические среднечастотники. Они, по данным тех же измерений, дают ровную АЧХ в полосе от 350 Гц до 10 кГц, в реальной системе верхний предел — на 5 кГц. Ниже 350 Гц работают дверные мидбасы. Они — диффузорные, достойного решения по инсталляции изодинамических головок для этого диапазона (и в условиях салона машины) Константин пока не Мидбасы взяты не с полки, это тоже разработка Усилитель для басовой части системы Константин решил тоже сделать по своему проектуPAD, с кевларовым диффузором и фазовыравнивающим телом. Теперь — сабвуфер. А вот он — снова изодинамический. Всё прекрасно зная про ход диффузора, Константин решился на такую авантюру,вооружённый знанием более глубоким: дело не в ходе диффузора, а в объёме воздуха, приводимом в движение на каждом такте колебаний. А это — произведение хода излучающей диафрагмы на её площадь. Вот площадью-то конструктор и уравновесил недостаток хода. Сабвуфер занимает всю заднюю полку машины, это эквивалентно примерно трём-четырём «пятнашкам», в этой же пропорции можно и уменьшить ход мембраны, рассчитывая на равное звуковое давление. Однако площадь эта была получена не «в лоб», а по-хитрому. Сабвуферный излучатель собран из двенадцати самостоятельных модулей, каждый из которых имеет свою резонансную частоту, в диапазоне от 40 до 90 Гц. Складываясь в ходе совместной работы, резонансные пики образуют ровный «стол» частотной характеристики, так, во случае, было задумано конструктором. Как удалось получить такие частоты резонанса? А вот это как раз роль, исполняемая в альянсе с красногорцем Андреем Воробьёвым, они как партия и комсомол: Константин говорит, что надо, Андрей смотрит, что есть, и если нету — делает.
Зоркий глаз читателя заметил: в системе есть ещё два диффузорных динамика таинственного назначения, о которых ничего сказано не было. Константин называет их «вуферами», сохраняя за передними дверными головками название «мидбасы». В принципе, «вуферы» здесь лишние, а появились от перестраховки. Константин подозревал (как потом оказалось, не без оснований), что чисто изодинамический бас окажется непривычен для судей на соревнованиях, где он собирался представить публике свою работу, и дополнил систему двумя динамиками, создающими привычный басовый удар. Сабвуферами их нельзя считать в силу калибра — это тоже 6 дюймов и не более, но головки — выполненные специально для этой роли, с увеличенной звуковой катушкой и чудовищной силы магнитом, что делает их почти апериодическими, с подавленным собственным резонансом, излучателями.
Предвижу скептическую ухмылку подозрительных читателей,таких у нас несколько есть. Мол, не получился ли здесь «суп из топора», изодинамический сабвуфер — для впечатления, а весь бас производится по старинке диффузорами. Это мы предвидели, Константин даже больше, чем мы. «Буферы» за пределами соревновательной площадки могут быть оперативно отключены, и в этом состоянии они и находились, как при прослушивании, так и при измерениях.
На соревнованиях они были включены, но результат оказался не самым впечатляющим: на финале IASCA в Киеве тринадцатое место из четырнадцати машин в классе. Провал, скажете вы? Мы заподозрили иное, именно поэтому и пригласили необычную и пока не слишком удачливую машину на наши страницы, чтобы послушать-померить и понять, каким ранее не опробованный в автомобиле принцип излучения окажется на слух. Послушали. Померили. И не напрасно: знание — сила, тем более когда сила равномерно распределена по поверхности...
Перед началом измерений подспудно ожидали: АЧХ на басах будет ровной, но «по-домашнему» проваленной по сравнению с привычным для автомобильных систем подъёмом. Оказалось, что угадали меньше чем наполовину. Ровная — не то слово, изодинамический сабвуфер (напомним забывчивым: диффузорные «подпорки» были отключены) без всякой частотной коррекции показал характеристику, близкую к идеальной, от идеала её отделяет только небольшой всплеск на 40 Гц, всем бы так. А что касается уровня басов — никуда он не провален, просто звучит настолько тактично и спокойно, что не верится: басов здесь — в достатке. Это, видимо, тоже увело судей в область пониженных оценок. Наиболее выраженная неравномерность АЧХ — в области 2 — 6 кГц, что есть, то есть, а выше пищалки показывают уверенное поведение до самого верха, со спадом, естественным для работы вне оси излучения. Дотянутся ли они до обещанных конструктором 70 кГц — не знаем, но 20 кГц им даются легко и свободно.
Причина сугубо непризового места, присуждённого этой машине несомненно профессиональными и неангажированными зарубежными арбитрами в Киеве, прояснилась довольно быстро. Для взращённого на автомобильном звуке этот — крайне непривычен. Если редуцировать описание характера звучания до двух ключевых слов, ими будут «воздушный» и «дотошный». Дотошность выражается в тщательной и, надо признать, исчерпывающей прорисовке деталей, с действительно выдающейся микродинамикой, с полным отсутствием надоедливых «хвостов», висящих в воздухе после удара по тарелке или струне контрабаса. Особенно ярко эти достоинства проявляются при... малых уровнях. Становится интересно и непривычно, что с уменьшением громкости звучание не обедняется ни тонально, ни динамически. Когда оркестр играл Шнитке с «АудиоДоктора», акустика сцены оказалась воспроизведена так натурально, как давно (а может, и никогда) не приходилось слышать. Притом что локализация инструментов была весьма далека от идеала. Это — одна из причин неудачи на соревнованиях: звуковая сцена — священная корова автозвука, а здесь Константин, стойкий приверженец канонов хай-энда, её ничем не корректировал, ведь и головное устройство было выбрано по принципу минимализма. Кроме того, из-за той самой «дотошности» изодинамика ощутимо приближает звуковую сцену. Дома это никакая не проблема: поставь кресло подальше, и все дела. А в машине удалённость сцены — другая часть туши священной коровы, в судейских протоколах немедленно появились убийственные оценки.
А воздушность? Она проявляется в этой системе во всём, даже в воспроизведении басов. Они не бьют в грудь, почки или голову, но при этом слышны, причём с безукоризненным рельефом, передаваемым как бы играючи, без напряжения. «Бонусный» турецкий барабан с «АудиоДоктора» легко показал не только разницу в тональности первых двух ударов, но и передал дыхание огромного инструмента после удара, точно и реалистично.
Очень интересный звук, хотя нет уверенности, что в автомобилях привьётся — уж слишком непривычно...

Тип системы:
аудио
Состав:
3-полосный фронт +
тыловой бас + сабвуфер
Источник:
Nakamichi CD-45z
Усилители:
Helix А4, PAD 2 channel
Акустика:
PAD CS-ID 35S, MR-2,
BD-6.5, CS-K6500A
Сабвуфер:
PAD BR-001

Источник: журнал "Автозвук", №01/2007. Студия "PRECISION AUDIO DEVICES", Руководитель проекта: Константин Баклаев.


Обсудить в форуме 

Материалы по теме
Статьи:Новости:
 Неместные. Audi A6. Переход через ноль
 Системы. VW Passat B6. Третий способ
 Системы. Toyota Camry. Академия художеств
 Audi оснастят хотспотом
 GenShock от Levant Power
 Мотошлем с зеркалом заднего вида



© 2003 Клуб 12 вольт. При использовании материалов сайта гиперссылка на "Клуб 12 вольт" обязательна.
По вопросам рекламы обращайтесь на info@12v-club.ru
Разработка сайта, продвижение сайта: Студия «Индико»
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru