• Форум  
 • Автозвук 
    Автомагнитолы 
    MP3 ресиверы 
    Усилители 
    Антенны 
    Коаксиальная акустика 
    Компонентная акустика 
    Сабвуферы 
    CD-чейнджеры 
    MD ресиверы 
 • Защита от угона 
    Автосигнализации 
    Датчики 
    Пейджеры 
    Иммобилайзеры 
    Замки 
    Сирены 
    Модули и блоки 
    Брелки 
 • GPS навигация 
    Навигационные системы 
 • Телефония и авто 
    Громкая связь 
 • Автоэлектрика 
    Диагностика 
    Ксенон 
    Парктроники 
    Дополнительная оптика 
    Преобразователи напряжения 
    Автомобильные люки 
    Аксессуары 
 • Юмор 
 • Видео 
    LCD мониторы и ТВ 
    Ресиверы с монитором 
    DVD-ресиверы 
    Видеомагнитофоны 
    AV-мастеры 
    DVD-чейнджеры 
    ТВ-тюнеры 
 • Инсталляции 
 • Интересные ссылки 
 • Интересные статьи 


Статьи

Статьи » Инсталляции »

Своя игра. Volkswagen Bora. Дорога в горах

15.03.11, Журнал "Автозвук"

Чтобы постичь тонкости своего ремесла, человеку необходимы две вещи: эстетическая зрелость и понимание того, что не существует ничего идеального. Но людям обязательно нужна цель, и наш разум нашёл путь к идеальному совершенству, понимая, что оно никогда не будет достигнуто. Это — дорога, ведущая к вершине, поворот за поворотом. После каждого надо оглянуться на уже преодолённый путь и готовиться к следующему. Только следует быть внимательным — повороты на горной дороге бывают опасными...

Первая моя система состояла из Sony CDX-4000, с голубой подсветкой экрана (выбирал под цвет приборной панели), и из штатных динамиков «Фольксваген Бора». Почему Sony? Как-то лет за десять до этого я слушал дорогой кассетный плеер Sony — в алюминиевом корпусе, с родными наушниками, «limited edition», так сказать — и был просто в восторге от звука. В то время я пел и играл на гитаре в рок-группе и поэтому с повышенным интересом относился к качеству звучания. Проходили часы перед репетицией, пока мы в поисках нужного эффекта крутили «примочки» для электрогитары, напрочь забывая о приближающейся сессии. Но теперь понимаю, что тогда я и понятия не имел о хорошем звуке, да и с чем было сравнивать? Правда, был у нас ламповый гитарный усилитель одной именитой фирмы, но играли мы почти всегда с перегрузкой (в соответствии с избранным стилем), а потому извлечь из этого какие-то уроки понимания SQ было, по меньшей мере, трудно, да никто к этому и не стремился — нам ведь было по восемнадцать.
Так вот, первое впечатление от звука Sony CDX-4000, подключенного к штатным динамикам, было просто непередаваемо! Вот это да! Вот это звук! Был, правда, один недостаток: большой громкости динамики не выдерживали, и возникло стремление подняться ещё на одну ступень. Я отправился в студию по установке звука, чтобы заменить родные динамики более качественными. Своих предпочтений у меня тогда не было никаких, и по совету продавца выбрал MB Quart DSD 216. Вновь эйфория. Теперь она продолжалась около полугода. Я прослушал все свои диски, оценил их качество и пришёл к выводу, что всё-таки в этом звуке чего-то не хватает, наверное, мощности. Так пришло решение купить усилитель. Поиски авторитетной информации я продолжил в Интернете и «нарвался» на журнал «АвтоЗвук», где всё было написано на хорошо мне знакомом языке. Вмиг стало ясно, какое количество ступеней я уже прошёл и сколько ещё предстояло одолеть.
Оказалось, что звук — это целая наука, основы которой многие люди постигли уже задолго до моего рождения. Сразу всего не понять и не охватить, поэтому идти к лучшему я решил постепенно. На этот раз перед покупкой я воспользовался профессиональным мнением специалистов. Первое, с чем довелось столкнуться, это совершенно непонятное мне отношение к звуку, как таковому. Эти сравнения: «теплый женский вокал», «бархатистый бас» и подобные были совершенно непонятны, но где-то глубоко внутри всё-таки находили смутный интуитивный отклик. Как же так, спрашивал я себя, посвятил половину своей жизни музыке и ни черта не понимаю, о чём говорят эти люди! Переживания собственного комплекса неполноценности были мучительными. И я стал прислушиваться. К тому времени я уже купил свой первый четырёхканальный усилитель Magnat TRAXX 600 и был страшно доволен достигнутым результатом. В минуты слухового озарения чувствовался недостаток объёма, детальности и глубины, но спустя некоторое время все эти нюансы словно ускользали от меня.


Почти одновременно с усилителем я купил и сабвуфер той же фирмы, Magnat Transforce 1200 в оригинальном ящике, который подключил мостом на оставшиеся два канала. Появление в системе мощного нижнего регистра пришлось по душе. Правда, приходилось опускать сиденья, чтоб не создавать никаких преград для звука, что имело необычный побочный эффект: в зеркале заднего вида можно было что-то разглядеть только в паузах между песнями. Однажды подключил сразу два таких сабвуфера, по одному на каждый канал усилителя. Включил... и задумался, а зачем люди принимают наркотики, когда есть почти бесплатный кайф и без видимого вреда для здоровья! Так прошёл ещё один год. И все-таки семя, посеянное внутри честолюбивой части моей души, неуклонно росло и пробивалось к свету. Я вдруг понял, что и этот звук меня не устраивает, хотя что-то серьёзно менять не было желания и возможности. И тогда вмешалась судьба, самым неожиданным образом. Однажды вечером, отправившись в длительную поездку на север Израиля по горному серпантину, не разглядев, принял поворот на 180° за вдвое меньший, на 90°. Что было дальше — понятно. Хорошо лишь, что обрыв был всего три метра и скорость не больше 60. Сработали подушки безопасности. Летели недолго, машина упала на огромный валун, музыка продолжала играть как ни в чем не бывало: система не пострадала. Дальше, в нескольких метрах по курсу, стояла табличка: «Осторожно, мины!», до неё мы, слава Богу, не доехали. Вернее — не долетели. В общем, отделались не очень лёгким испугом. Машину, конечно же, списали — хорошо, что есть страховка. Переставляя компоненты в новую машину, решил воспользоваться незапланированным полётом и кое-что усовершенствовать. Тогда в мои руки попал почти новый Nakamichi 35z, что, несомненно, было шагом вперёд. Сложно сейчас вспомнить детали, но нельзя недооценить прорыва в качестве воспроизведения, несмотря на ограничения, создаваемые усилителем.
Понимание приходит с опытом. Вот, к примеру, возьмём чай. Вплоть до 25 лет я не отличал хороший чай от плохого. А потом в один день что-то изменилось в моих вкусовых рецепторах, и только тогда я понял, почему вкус дешёвого чая ассоциируется именно с веником. Так же и в звуке вдруг стал понимать, что я слышу, и отличать хороший звук от плохого.
Заметное улучшение в качестве звука подвигло меня идти вперёд. Приблизительно через год я наконец-то заменил свой усилитель, и в мою систему вошёл DLS A4. Сработал «эффект лавины» — чтобы почувствовать влияние нового элемента, пришлось заменить сначала бюджетный межблочник другим, более качественным, Rockford Fosgate Triplex. Потом оказалось, что титановые твитеры в силу своей зажатости не могут отобразить мелких, но важных деталей в звуке. Например, звук треугольника затухал слишком быстро. Когда я заменил импортные титановые пищалки отечественными шёлковыми Morel MT3, то подумал: «А где я раньше был?». Способность отыгрывать высокие частоты у них просто фантастическая! Удивительно, с какой лёгкостью они справляются с самым сложным высокочастотным материалом. Они исполняют в точности то, что им «говорят». Правда, пришлось переделать «родные» кроссоверы, заводские (отечественные) конденсаторы сменил на ещё более отечественные МБГЧ и увеличил номинал резисторов.
На волне энтузиазма после замены твитеров решил переделать стойки. Рассказывать о процессе создания подиумов для твитеров из стекловолокна и эпоксидного клея, полагаю, нет смысла, технология эта давно известна широкому кругу любителей автозвука. Скажу лишь, что направлению твитеров я посвятил целых три дня. В результате отдал предпочтение сцене, а не тональному балансу. Теперь дело было за мидбасами. На частотах ниже 300 Гц начинали гудеть дверные внутренности, от внешнего железа до пластика внутренней отделки. Побороть призвуки удалось с помощью звукоизоляции листами смолы в два-три слоя и выведением звука напрямую в салон с помощью мягкого кольца, преграждающего звуковой волне путь под облицовочный пластик. В результате дверь стала килограммов на десять тяжелее. Бас стал более плотным и точным, а бас-гитара наконец-то приобрела форму. Бочка заиграла посередине, где-то в глубине панели, а не по всей машине, как было раньше. Но теперь открылись недостатки самого мидбаса. Ниже 100 Гц он играл вовсе не то, что на него приходило. Раньше мне это нравилось, теперь же, воодушевившись последними улучшениями в системе, я решил сделать ещё один решительный шаг вперёд: заменил остатки DSD 216 мидбасами Morel Hybrid Ovation и их «родными» кроссоверами MX-22, которые я купил ещё «горячими», прямо с конвейера завода Morel в городе Нес-Циона. Hybrid Ovation созданы для объёма 5 — 7 литров, а пришлось им играть на весь объём двери, тем не менее разница была заметной. Звук теперь создавал какой-то неповторимый комфорт, уют, если хотите. Первое ощущение напомнило звучание хороших концертных динамиков на небольшой громкости. Чувствовался огромный запас мощности. Казалось, для них нет ничего невозможного. Они справлялись с любыми инструментами настолько хорошо, что я решил для эксперимента удалить из системы сабвуфер, а фронтальную акустику включить поканально. Показалось, что теперь усилителю «дышится» легче, несмотря на то, что и до того он играл далеко не на полную мощность. Кроме того, сделал вывод, что саб всё-таки нужен, даже не из-за того, что не хватает самых низких частот, а потому, что мидбас, распущенный до 40 Гц, теряет «кик», и от этого никуда не денешься. Хотя в целом звучание с поканальным включением мне понравилось больше — это, несомненно, подняло уровень звучания системы как минимум на одну ступень. Так я остался без сабвуфера, решив добавить его в ближайшем будущем вместе с дополнительным усилителем.
Здесь я позволю себе небольшое отступление и опишу вкратце ситуацию с автозвуком в стране, чтобы было понятно, насколько непрост был поиск компонентов будущей системы. Доминирующие брэнды в Израиле — это Pioneer, Rockford Fosgate, Morel, Boss, Lanzar, Kenwood и JVC. Продукцию этих фирм можно купить практически в любой звуковой студии страны. При этом явно ощущается нехватка систем высокого уровня, зато широко представлен бюджетный класс. Установщиков много, но за рамки простых работ их навыки не выходят. Серьёзных студий мало, хотя в последнее время число их выросло, и благоприятствует этому движение фанатов мобильного звука. Существуют и сайты по автозвуку, www.autosound.co.il и www.carsforum.co.il, носящие образовательный характер, где можно найти специальные статьи и задать вопросы в форуме. По инициативе всё тех же сайтов проводятся встречи любителей автозвука (на автостоянке возле стадиона) в городе Рамат-Ган. Здесь можно посидеть в машинах, послушать профессиональные и любительские системы, обменяться опытом. Ну и, конечно же, соревнования. Более года назад в Израиле зародилась ветвь известной европейской организации ЕММА, именуемая EMMA Israel (www.emma.co.il), которая уже зачислила в свой актив первое соревнование, проведённое по всем правилам, где участвовало около 20 машин в SQ и такое же количество — в SPL. В нынешнем, 2005 году EMMA Israel планирует тренинг линейных судей и, разумеется, очередной соревновательный сезон.
Возвращаясь к теме, скажу, что на одной из встреч автозвуковой тусовки я послушал свой любимый диск в машине, где стоял совсем легендарный Clarion DRX9255, и это было ошибкой... Для сравнения тут же пересел в собственный автомобиль, вставил этот же диск в Nakamichi и понял, как всё безнадёжно. Свободной тысячи долларов у меня не было, а посему было от чего загрустить. Прошло около года. Поиски в Интернете привели меня на e-bay. Мечты сбываются! Здесь я и нашёл Addzest DRX9255, да ещё за полцены. Addzest — это название Clarion для японского рынка, Clarion по-японски выговорить никак нельзя. С появлением в системе чуда японских инженеров произошла переоценка ценностей. Все имеющиеся у меня диски четко разделились по уровню качества записи. Я оценил их по десятибалльной системе. Оказалось, что на десятку тянут лишь два-три диска. Несколько на девятку, а основная масса может претендовать не более чем на 6 — 7 баллов, причём диски не из дешёвых. И, что самое интересное, недорогие диски некоторых русских производителей звучат зачастую лучше дорогих европейских.
А теперь о той «изюминке», которую привнес в звук Addzest DRX9255. Сцена заполнилась огромным количеством ранее незаметных деталей, пространство задышало, появилась глубина. Особенно хочу отметить духовые и медные, эти вообще как живые. Есть диск с японкой музыкой «Reiki», которая играется на одном духовом инструменте (названия не знаю), там стало слышно даже постукивание пальцев, играющих соло. Электронная музыка «Alien Project (Dаnce Or Die)» — просто одно удовольствие слушать, то же заполнение и фантастическая локализация эффектов. Из спокойных, с женским вокалом — Enya, натурально и богато, раньше голос сливался с электроорганом, была полная каша. Щёточки — просто чудо! Из жёсткого — Sepultura («Bloody Roots»), думал, разницы особой не будет, но и тут удивила невероятная разборчивость ритм- и соло-гитары, жёстко, но без надуманного дисторшена, только то, что есть в записи, слышно каждую ноту. Голос звучит отчётливо, отдельно от остального драйва, не напрягает и не утомляет. Depeche Mode («Exciter») поразил количеством высокочастотных эффектов, стремительно перемещающихся в пространстве, заполняющих буквально всю сцену. Классика, как уже говорил — медные и ещё скрипка. Единственный проблемный инструмент — металлофон, но, насколько я знаю, это самый сложный источник для звуковоспроизводящей аппаратуры, хотя вполне возможно, что после твика и этот недостаток будет устранён. В общем, есть ещё место для улучшений.
Недавно в дороге слушал композицию «Hall Of The Mountain King» Эдварда Грига — ничто не сдерживало и не затмевало игру скрипок, медных и большого барабана. Такого удовольствия от музыки я давно не получал, оркестр был прямо передо мной, даже не оркестр, а именно те музыкальные измерения, что более века назад родились в душе гениального композитора. За поворотами старался следить внимательно, ведь теперь я куда ближе к вершине...



ТИП СИСТЕМЫ аудио
СОСТАВ 2-полосный фронт
ИСТОЧНИК Clarion/Addzest DRX9255
УСИЛИТЕЛЬ DLS A4 Big Four
АКУСТИКА Morel MT3, Hybrid Ovation 6

Илья РУДЕНКО, a.k.a. Кельт
г. Петах-Тиква*, Израиль

* Петах-Тиква — город в самой серёдке государства Израиль, примерно в десятке километров от Тель-Авива, а стало быть, и от побережья Средиземного моря. Население, если с пригородами — около 400 тысяч. Климат... ну какой может там быть климат, сами видите на фотографиях. Сделанных в январе.

Источник: журнал Автозвук, 04/2005

Обсудить в форуме 

Материалы по теме
Статьи:Новости:
 Неместные. Audi A6. Переход через ноль
 Системы. VW Passat B6. Третий способ
 Системы. Toyota Camry. Академия художеств
 Audi оснастят хотспотом
 GenShock от Levant Power
 Мотошлем с зеркалом заднего вида



© 2003 Клуб 12 вольт. При использовании материалов сайта гиперссылка на "Клуб 12 вольт" обязательна.
По вопросам рекламы обращайтесь на info@12v-club.ru
Разработка сайта, продвижение сайта: Студия «Индико»
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru