• Форум  
 • Автозвук 
    Автомагнитолы 
    MP3 ресиверы 
    Усилители 
    Антенны 
    Коаксиальная акустика 
    Компонентная акустика 
    Сабвуферы 
    CD-чейнджеры 
    MD ресиверы 
 • Защита от угона 
    Автосигнализации 
    Датчики 
    Пейджеры 
    Иммобилайзеры 
    Замки 
    Сирены 
    Модули и блоки 
    Брелки 
 • GPS навигация 
    Навигационные системы 
 • Телефония и авто 
    Громкая связь 
 • Автоэлектрика 
    Диагностика 
    Ксенон 
    Парктроники 
    Дополнительная оптика 
    Преобразователи напряжения 
    Автомобильные люки 
    Аксессуары 
 • Юмор 
 • Видео 
    LCD мониторы и ТВ 
    Ресиверы с монитором 
    DVD-ресиверы 
    Видеомагнитофоны 
    AV-мастеры 
    DVD-чейнджеры 
    ТВ-тюнеры 
 • Инсталляции 
 • Интересные ссылки 
 • Интересные статьи 


Статьи

Статьи » Инсталляции »

Проект CAR&AUDIO. Mitsubishi Lancer. Стереотипам вопреки

12.03.11, Журнал "Тюнинг автомоблей"

Стереотипы — штука порой слишком сильная. Например, существует распространенное мнение, что автомобиль — это совсем не место для хорошей качественной аудиосистемы. А, собственно, почему нет? Любое пространство, в котором человек обитает определенную часть своей жизни, должно быть комфортным, и автомобиль — не исключение.

ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО?
Что обычно требуется от качественной аудиосистемы? Что означает понятие „качественная"? Как можно больше баса? Для кого-то, может, это и так. На самом деле, когда речь заходит об аудиосистеме высокого уровня, обычно подразумевается несколько иной подход: она должна быть способна, во-первых, подробно и корректно воспроизвести саму запись, и, во-вторых, сформировать правильную и реалистичную стереопанораму, называемую иначе — звуковой сценой. Только в этом случае удовольствие от прослушивания возрастает на порядок. Действительно, разве комфортно слушать музыку, которая звучит откуда-нибудь со стороны багажника? Такую аудиосистему вряд ли можно назвать качественной, хотя многие довольствуются именно этим. Это, пожалуй, как всю жизнь ездить на ржавом чихающем „Запорожце" и не знать, что есть машины более современные и комфортные. Только в аудиотюнинге не всегда все зависит от цены, будучи правильно установленными, отлично звучать могут и недорогие компоненты.


[1] Конструкция из среднечастотника и твитера отыгрывает диапазон от 300 Гц до самого верхнего края слышимого диапазона, причем практически как идеальный точечный излучатель

[2] Во главе аудиосистемы встал легендарный беспроцессорный Addzest DRX9255EXL.

[3] Усилители расположились под передними сиденьями. В таком варианте длина всей проводки получается минимальной.

[4] Электропитание осуществляется от гелевого аккумулятора, установленного взамен штатного

Тут, конечно, тоже есть свои стереотипы, например, „ставим мидбасы в двери, пищалки — в стойки, блины 6x9 — в заднюю полку". Но это совсем не означает, что такой вариант — самый лучший. А для того чтобы выбрать лучший, приходится порой, как говорится, „наморщить смекалку", ведь салон автомобиля по своим акустическим свойствам далек от концертных залов и демонстрационных комнат прослушивания аппаратуры high-end.
Собственно, в этом и заключается суть автозвуковых соревнований в категориях SQ (sound quality) — создать в акустически сложном салоне автомобиля реалистичный звук с реалистичной звуковой сценой. А для любителей басовых децибелов есть отдельные соревнования по звуковому давлению. Совместить участие в обоих видах состязаний берутся не все, а успешно выступить получается вовсе единицам.

ДОЛОЙ ШТАМПЫ!
Константин — один из приверженцев чистого и правильного звука, на автозвуковых соревнованиях его часто можно увидеть в качестве участника в категориях SQ. И такой выбор основного стержня аудиоинсталляции не мог не сказаться на результатах, об этом красноречиво говорит количество завоеванных кубков. Часть из них, кстати, завоевана еще на предыдущем автомобиле (тогда у Константина была еще вазовская классика), который в свое время попал в историю не только благодаря своим победам, но и оригинальной инсталляции с несколькими усилителями, удачно установленными прямо под торпедо.
В новом проекте на базе Lancera Константин продолжил эксперименты, необычных решений здесь тоже хоть отбавляй. В общем-то стандартная, двухполосная схема (мидбасы — в двери, твитеры — на стойки), здесь стала всего лишь основой. Какой существенный недостаток такой схемы? Мидбасы в дверях в большинстве случаев воспроизводят звуки до 2-4 кГц, а выше по частоте эстафету подхватывают твитеры. Но в этом случае раздел „сфер влияния" между динамиками происходит в рискованной частотной зоне, в которой фазовые искажения заметно влияют на характер звука. И уж тем более это становится важно, когда динамики разнесены достаточно далеко друг от друга. По крайней мере, мне приходилось слышать немало аудиосистем с „расслоением" звука, когда басовый и среднечастотный диапазоны звучали отчетливо откуда-то из-под панели, а пищалки цыкали вверху.
Конечно, было бы здорово, если бы верхние излучатели воспроизводили звук не от этих самых 2-4 кГц и выше, а герц эдак от 300-500, чтобы весь информативный частотный диапазон воспроизводился на уровне лобового стекла. Это обычно и заставляет переходить от двухполосных схем к трехполосным, то есть добавлять среднечастотники. Но твитер и среднечастотник тоже часто приходится располагать на некотором расстоянии друг от друга, а это тоже лишний источник фазовых искажений. В итоге решаем одну проблему, но запросто можем приобрести несколько других.
Идеальный вариант — точечные излучатели, которые бы воспроизводили разом весь частотный диапазон. Но таких динамиков, к сожалению, не существует. Ближе всего к идеалу приближаются коаксиальные динамики, у которых твитер расположен на стойке и находится на одной оси с диффузором среднечастотника. Но есть у такого решения недостаток — задняя сторона твитера перекрывает часть диффузора, в результате появляются ненужные отражения и искажения. Один из выходов в такой ситуации — утопить твитер в тело среднечастотного динамика, чтобы он располагался не на стойке, а как бы вместо центрального колпачка. Решение, вроде бы, очевидное, но из-за некоторых неочевидных, на первый взгляд, технических сложностей в массовое производство его пустить решаются лишь немногие производители. Но относительно удачные примеры все же есть.

ЧУДЕСА CARAUDIO-ГЕНЕТИКИ
Константин взял за основу динамики Morel Integra, причем среднечастотное звено (то есть, сам диффузор) его вполне устроили, а вот шелковый твитер с характерным мягким „морелевским" звуком попросил замены. Так родилась идея переделки динамика. Родная пищалка была изъята хирургическим путем, вместо нее „вживлен" другой высокочастотник, по мнению Константина, более подходящий по звуку.
Диффузор среднечастотника, лишенный центрального колпачка, обычно не может воспроизводить достаточно высокие частоты, его АЧХ спадает с повышением частоты естественным образом, а вот от сигнала, идущего на твитер, низкие частоты нужно непременно отфильтровать. Сложных кроссоверов при этом городить не пришлось, оказалось достаточно включить последовательно с твитером один единственный конденсатор, который пропускает на высокочастотник только то, что ему и положено — верхние частоты. Такой минимализм имеет под собой немало причин, основная из которых — минимизация фазовых искажений (фильтры с большим числом конденсаторов и катушек индуктивности вносят их гораздо больше). Конденсатор для этих целей, естественно, был взят не первый попавшийся, а из аудиофильской серии Mundorf Supreme. К усилителям минимализм не относится, на средне- и высокочастотное звено акустики работает четырехканальник Genesis Four Channel: пара каналов на среднечастотники, пара — на твитеры. Получилась классическая поканальная схема с пассивным частотным делением между СЧ и ВЧ.
Конструкция из среднечастотника и твитера отыгрывает диапазон от задуманных 300 Гц (сигнал подрезается снизу фильтрами усилителя) и до самого верхнего края слышимого диапазона, причем практически как идеальный точечный излучатель, ради чего, собственно и „огород городили". Ниже по частоте трудятся мидбасы, а чтобы они играли до положенных им 300 Гц, их пыл усмиряют, включенные последовательно, ленточные катушки индуктивности Jantzen, представляющие собой ФНЧ первого порядка. Они расположились в дверях, рядом с динамиками. Над выбором варианта установки мидбасов долго думать не пришлось, они отыгрывают лишь нижнюю часть звукового диапазона и их ориентация в этом случае уже не так существенна, что позволило расположить динамики в привычных местах. Хотя для того чтобы мидбасы полностью раскрыли все свои возможности, штатные места и сами дверные обивки пришлось серьезно дорабатывать.
Если с установкой низкочастотного звена акустики все было более или менее понятно, то разместить немаленькие СЧ-ВЧ излучатели оказалось не в пример сложнее. Для них была изготовлена жесткая металлическая конструкция, закрепленная на стойках лобового стекла. То есть динамики, по сути, закреплены не на пластиковой накладке, которая для этих целей слишком хлипка, а жестко на самом металле стойки.
Накладки изготовлены из стеклопластика и окрашены в тон с остальными элементами салона и чужеродным телом не выглядят. Направлены излучатели практически друг на друга. Эта ориентация подбиралась в ходе длительных прослушиваний, ведь аудиосистема Константина строилась по беспроцессорной схеме. Результат— выдающаяся для подобного рода систем звуковая сцена и ровное звучание во всем частотном диапазоне. В общем, как раз то, что и требовалось.

СОВЕТОЛОГИЯ
Константин Зиберев (владелец авто)


Как добиться правильной стереопанорамы без применения звукового процессора?
[1] Основной элемент настройки - это ориентация динамиков. Например, можно развернуть их прямо в салон, но при этом мы будем слышать только ближайшие динамики. А можно сыграть на отражениях, например, как в моем случае - от стекла. Когда речь идет о системе достаточно высокого уровня, то значение будет иметь даже поворот излучателей на несколько градусов. Основную роль при этом будет играть именно среднечастотное и высокочастотное звено. Мидбасы можно оставить без разворота, на низких частотах это не будет так сильно влиять на звуковую сцену.

SPECLIST
MITSUBISHI LANCER

ДоработкиСтоимость
ИНТЕРЬЕР
Установка динамиков в стойки, изготовление накладок: handmade
Доработка дверей и обивок: handmade
Корпус для сабвуфера: handmade
Прокладка проводки: handmade
КОМПОНЕНТЫ АУДИОСИСТЕМЫ
Головное устройство Addzest (Clarion) DRX9255EXL15 000 р.
Фронтальные средневысокочастотники Morel Integra + Eton СХ280 (handmade)8200 р. + 4600 р.
Фронтальные мидбасовые динамики ESB Ottomila 168000 р.
Усилитель на СЧ и ВЧ Genesis Four Channel18 000 p.
Усилитель на НЧ и сабвуфер DLS А5 Big Three 19 200 р.
Сабвуферный динамик DLS MW128200 р.
Акустические и межблочные кабели DLS, Audio Note10 000 р.
Конденсаторы Mundorf и катушки Jantzen 5200 р.
Силовая проводка Daxx, DLS 6000 р.
Буферный конденсатор Stinger 1.0 F3000 р.

СТОИМОСТЬ ПРОЕКТА 105 400 р.

Рейтинг ТА
Степень вмешательства 3(5)
Эффективность доработок 4,5 (5)

Владелец Константин Зиберев
Место прописки авто Россия, г. Жуковский
Время постройки проекта с 2006 года

Источник: журнал "Тюнинг Автомобилей" (совместно с журналом Car&Music), май 2010. Текст Антон Николаев, Фото Алексей Трошкин

Обсудить в форуме 

Материалы по теме
Статьи:Новости:
 Неместные. Audi A6. Переход через ноль
 Системы. VW Passat B6. Третий способ
 Системы. Toyota Camry. Академия художеств
 Audi оснастят хотспотом
 GenShock от Levant Power
 Мотошлем с зеркалом заднего вида



© 2003 Клуб 12 вольт. При использовании материалов сайта гиперссылка на "Клуб 12 вольт" обязательна.
По вопросам рекламы обращайтесь на info@12v-club.ru
Разработка сайта, продвижение сайта: Студия «Индико»
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru