• Форум  
 • Автозвук 
    Автомагнитолы 
    MP3 ресиверы 
    Усилители 
    Антенны 
    Коаксиальная акустика 
    Компонентная акустика 
    Сабвуферы 
    CD-чейнджеры 
    MD ресиверы 
 • Защита от угона 
    Автосигнализации 
    Датчики 
    Пейджеры 
    Иммобилайзеры 
    Замки 
    Сирены 
    Модули и блоки 
    Брелки 
 • GPS навигация 
    Навигационные системы 
 • Телефония и авто 
    Громкая связь 
 • Автоэлектрика 
    Диагностика 
    Ксенон 
    Парктроники 
    Дополнительная оптика 
    Преобразователи напряжения 
    Автомобильные люки 
    Аксессуары 
 • Юмор 
 • Видео 
    LCD мониторы и ТВ 
    Ресиверы с монитором 
    DVD-ресиверы 
    Видеомагнитофоны 
    AV-мастеры 
    DVD-чейнджеры 
    ТВ-тюнеры 
 • Инсталляции 
 • Интересные ссылки 
 • Интересные статьи 


Статьи

Статьи » Инсталляции »

Своя игра. VW Passat. Короткий и точный

12.06.11, Журнал "Автозвук"

Радиоэлектроникой я увлёкся ещё в школе и приблизительно тогда же стал меломаном. Несмотря на то, что хобби никак не повлияло на выбор профессии, эти занятия и по сей день остаются наиболее любимыми, а потому, когда встал вопрос об озвучивании своего автомобиля, стало ясно, что это будет не простой формальностью.

Над концепцией автозвуковой системы долго думать не пришлось, поскольку в её основу легли принципы «домашнего» звука. Сформулировать их можно так: короткий звуковой тракт с максимально точной передачей исходного музыкального сигнала, и никаких «улучшайзеров» и «украшайзеров».

Эти принципы, как мне кажется, наилучшим образом сумела воплотить всвоих компонентах фирма Nakamichi, что и определило выбор головногоустройства. К тому же CD-ресивер Nakamichi CD-45z органично вписался в«Пассат» по дизайну и подсветке. Однако после основательного знакомства сего возможностями некоторые недостатки звучания всё же обнаружились,что и подвигло меня на доработку, или, как это теперь называется, твик(от англ. tweak). Твик позволил расширить полосу частот как вверх, так ивниз, улучшить атаку и рельеф баса, а также ощутимо повыситьдетальность звучания.
Для хранения и проигрывания дисков в помощники к головному устройствубыл подобран чейнджер Nakamichi MF-31. Благодаря своим стандартнымразмерам в 1 DIN он легко встал в непосредственной близости от ресивера,правда для этого пришлось переделать консоль, пожертвовав пепельницей сприкуривателем. Ставшие ненужными фасады двух деталей я использовал дляизготовления заглушки, скрывающей чейнджер от посторонних глаз.Заглушка надежно удерживается на двух магнитных защелках, которыепозаимствованы из кожгалантерейной мелочёвки.
Первым шагом к улучшению ситуации стали закрытые ящики (ЗЯ) длямидбасов, причём расположены они не в становящемся уже привычном для ЗЯместе, под сиденьями, а в передних дверях, что реализовать намноготруднее. Несколько помогло то, что штатная обшивка двери состоит из двухнезависимых частей — верхней из прессованного картона, отделанноговелюром, и нижней, в виде вечно гремящего пластикового кармана, который яи решил заменить ящиком. В ход пошли фрагменты кармана (тыльнаясторона), стеклоткань, фанера и буковые бруски в качестве ребержесткости. В итоге удалось получить ЗЯ, по форме напоминающий исходныйкарман, с внутренним объемом 6,5 л. Для динамика MB Quart PWD160 этогомаловато, даже набивка синтепоном не помогла — на фоне чумового панчасредние частоты совсем терялись. Взял на пробу другие «ящичные»динамики, Dynaudio MW160. Они тоже просили больше литров, но было ужезначительно лучше. Сразу отпали AD W600 и Cadence CVL-6K, параметры T — Sкоторых похожи на Dynaudio. Очень понравился звук Eton A1-160, но, какоказалось, новые динамики имеют резонансную частоту около 100 Гц вместозаявленных 50. Знатоки утверждают, что реально размять их до 55 Гц, нобрать «кота в мешке» я побоялся, неизвестно, как они будут играть послеэтого, и вообще, удастся ли размять их до такой частоты. Чисто случайно яобнаружил у товарища уже снятые с производства и хорошо размятыединамики RCF PW165. У него они играли на весь объём двери и панча совсемне давали, зато в моих ящиках полностью раскрыли все свои возможности:бас получился с хорошим рельефом и атакой, но при этом ничуть непреобладающий над среднечастотным диапазоном. АЧХ по результатамизмерений получилась довольно ровная вплоть до 55 Гц, и только на 50 Гцначинается спад -3 дБ, как раз для стыковки с сабом.

При поиске усилителя на фронт важно было попасть в размер, ведь места под бардачком, в ногах у переднего пассажира, очень мало. Cвой выбор я остановил на PPI 2120. Кроме оптимистических размеров, он отличается хорошо зарекомендовавшей себя электрической схемой, которая сейчас успешно тиражируется более молодыми фирмами. Усилитель удачно вписался в отведенное пространство, практически незаметен, ногам пассажира не мешает, а длина межблочника между ним и ресивером составила всего полметра.
Звучание музыкальной системы, на мой взгляд, в наибольшей степени зависит от выбора акустики и её правильной установки, и потому этим вопросам я уделил больше всего внимания.
Первоначально на фронте работала 3-компонентная акустика MB Quart PSD-316. Это хорошо сбалансированный набор с академичным звучанием, и во многом благодаря нему я занял третье место на соревнованиях по версии ЕММА в категории «Новичок 1500» на открытии сезона 2003 года. Однако претензии к акустике были, и со временем их становилось всё больше. Во-первых, мидбасу катастрофически не хватало рельефа и атаки. Во-вторых, как я ни укреплял и ни демпфировал дверь, призвуки и дребезг все равно оставались. В-третьих, мне перестал нравиться твитер, он звучал суховато и недостаточно детально, а при больших уровнях громкости — слишком жёстко. И наконец, я никак не мог найти удачное место для серединок — в штатных местах на торпедо, с частичным отражением, они перекашивали сцену, а в кикпанелях стягивали её вниз. Но самое главное, думаю, с чем столкнулись и многие установщики 3-компонентного фронта, — это отсутствие синфазности левого и правого каналов, из-за чего один из мидрейнджей, а вместе с ним и твитер, приходится включать в электрической противофазе. При этом сцена немного выправляется, но становится нестабильной, и вылезает неприятный эффект — при повороте головы центральный КИЗ меняет своё положение. Мидбас тоже просится к инвертированию, но делать этого нельзя, иначе полоса частот ниже 80 — 90 Гц полностью пропадёт.

Интересно, что программа JBL SpeakerShop давала значительно болеепессимистический прогноз по использованию этих динамиков, указывая наранний завал АЧХ, составляющий -3 дБ на 100 Гц и -6 дБ на 65 Гц. На мойвзгляд, дело здесь в том, что программа при стандартной настройкеучитывает длину, но не учитывает ширину салона, которая способствуетподнятию АЧХ в районе 100 Гц.
Для изготовления кроссоверов я применил высококачественные пассивныекомпоненты Visaton — полипропиленовые конденсаторы серии MKP, катушкииндуктивности с воздушным сердечником и металлооксидные резисторы MOX.Для мидбаса частота среза ФНЧ 2-го порядка составила 3,4 кГц, а длятвитера использовал ФВЧ 1-го порядка с частотой среза 3,9 кГц.Дополнительная защита твитера от перегрузок организована с помощьювысокодобротного режекторного фильтра, шунтирующего катушку динамика начастоте резонанса 1,1 кГц.
Готовые кроссоверы установлены максимально близко к усилителю, подбардачком, там же расположен и дистрибьютор питания с предохранителями.За счёт того, что источники сигнала, усилитель, кроссоверы и акустиканаходятся в непосредственной близости друг от друга, удалось избежатьнаводок и потерь в проводах.
Динамик саба получает питание от усилителя Alpine MRV-T707, в активекоторого — мощный блок питания, высокие динамические показатели и полосачастот чуть ли не с 0 Гц. Место для усилителя нашлось в нише заднегокрыла. С помощью скоб сантехнического происхождения к тыльной сторонеусилителя прикреплён буферный конденсатор ёмкостью 1 Ф. Он подключается кбортовой сети через самодельную схему зарядки только после включенияаудиосистемы, что исключает истощение АКБ во время длительной стоянки,особенно зимой.

Все пластиковые панели багажника с внутренней стороны оклеенывиброгасящим материалом «Вибропласт», который очень хорошо прилипает кпластику, а с внешней стороны — карпетом. На крылья и арки я положил«сэндвич» из «Вибропласта» и «Сплена».

Во время упражнений с мидбасами ко мне на тестирование попали твитеры Eton CX280 из комплекта Adventure и очень понравились после первых же минут звучания. Поразила их детальность (видимо, из-за отсутствия ферромагнитной жидкости), хорошая передача откликов помещения (воздушность), приятный тембр и отсутствие привязки к ближнему твитеру при ориентации в салон без отражения. Пока я установил их на стойки лобового стекла, используя штатные обоймы с наклоном. Более тщательное отслушивание показало, что твитеры нужно ещё больше довернуть в салон, потому что немного не хватает «воздуха» ближнего твитера из-за, как мне думается, их достаточно узкой диаграммы направленности. Поэтому в будущем я планирую поменять положение твитеров, сделав для них подиумы на стойках лобового стекла.
В результате получилось так, что от старой акустики остались только кроссовер и среднечастотники, поэтому я решил отключить их и попробовать вариант с двухполоской. Результат превзошел самые светлые ожидания — во всем диапазоне частот левый и правый каналы были в фазе, что отразилось на сцене наилучшим образом. Она получилась стабильно высокая и равномерная настолько, насколько это возможно в системе без процессора. И центральный КИЗ уже не рыскал по всему лобовому стеклу при повороте головы. Оставалось только изготовить новые кроссоверы, грамотно соединяющие мидбас и твитер с учетом влияния салона.
Но в багажник тянуть межблочные и силовые провода всё же пришлось, ведь там я установил сабвуфер со своим усилителем. Для сабвуферной головки ORIS ASW-1244 оптимальным оформлением является закрытый ящик объемом 30 — 40 л. Он изготовлен из двух слоёв 15-миллиметровой фанеры и дополнительно усилен ребрами жесткости из буковых брусков.
Чтобы сабвуфер в багажнике не смотрелся одиноко, я дополнил его ящиком для хранения автомобильного барахла. Пустоты справа и слева закрыл фальшпанелями до самых колёсных арок. В багажнике получилась стильная монолитная стенка, выполненная в одном духе с обшивкой. Барахольный ящик имеет два входа, один «с улицы», а другой — из салона, за откидной третюшкой спинки заднего дивана. Там нашлось место чемодану с инструментами.
Когда я закончил изливать свои мысли на бумагу, то ужаснулся: получилось больше 9 тысяч знаков, хотя в редакции меня предупредили: «Не больше 6». Ну кто же знал, что рассказ о пути к короткому и точному тракту окажется гораздо длиннее и извилистее...



ТИП СИСТЕМЫ:аудио
СОСТАВ:2-полосный фронт + сабвуфер
ИСТОЧНИКИ:Nakamichi CD-45z, MF-31
УСИЛИТЕЛИ:PPI 2120, Alpine MRV-T707
АКУСТИКА:RCF PW165, Eton CX280
САБВУФЕР:ORIS ASW-1244

Дмитрий ФЕДИН a.k.a. DiZL

Источник: журнал Автозвук, 02/2005

Обсудить в форуме 

Материалы по теме
Статьи:Новости:
 Неместные. Audi A6. Переход через ноль
 Системы. VW Passat B6. Третий способ
 Системы. Toyota Camry. Академия художеств
 Audi оснастят хотспотом
 GenShock от Levant Power
 Мотошлем с зеркалом заднего вида



© 2003 Клуб 12 вольт. При использовании материалов сайта гиперссылка на "Клуб 12 вольт" обязательна.
По вопросам рекламы обращайтесь на info@12v-club.ru
Разработка сайта, продвижение сайта: Студия «Индико»
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru