• Форум  
 • Автозвук 
    Автомагнитолы 
    MP3 ресиверы 
    Усилители 
    Антенны 
    Коаксиальная акустика 
    Компонентная акустика 
    Сабвуферы 
    CD-чейнджеры 
    MD ресиверы 
 • Защита от угона 
    Автосигнализации 
    Датчики 
    Пейджеры 
    Иммобилайзеры 
    Замки 
    Сирены 
    Модули и блоки 
    Брелки 
 • GPS навигация 
    Навигационные системы 
 • Телефония и авто 
    Громкая связь 
 • Автоэлектрика 
    Диагностика 
    Ксенон 
    Парктроники 
    Дополнительная оптика 
    Преобразователи напряжения 
    Автомобильные люки 
    Аксессуары 
 • Юмор 
 • Видео 
    LCD мониторы и ТВ 
    Ресиверы с монитором 
    DVD-ресиверы 
    Видеомагнитофоны 
    AV-мастеры 
    DVD-чейнджеры 
    ТВ-тюнеры 
 • Инсталляции 
 • Интересные ссылки 
 • Интересные статьи 


Статьи

Статьи » Инсталляции »

Системы. BMW X5. Электричество и жизнь.

08.11.11, Журнал "Автозвук"

Когда восемнадцатый век себя уже практически исчерпал, а девятнадцатый толком не успел начаться, в Европе резко пошло на убыль поголовье лягушек. Извёл их некто Луиджи Гальвани, но не на опыты по французской кулинарии, сеньор Гальвани - итальянец, а там едят другое. Своими исследованиями Гальвани пытался найти истоки происхождения «животного» электричества, заставлявшего сокращаться никем не съеденные лягушачьи лапки.


Собственно, именно тогда проволока (медная, посеребрённая, серебряная и так далее, по карману) приобрела иное назначение, кроме как служить сырьём для ювелиров. Но если взглянуть непредвзято, без антропоцентрических предрассудков, электрические провода в высшей форме их развития служат тем же целям, что и в опытах сеньора Луиджи. Проходящий через многочисленные провода и проводнички ток должен в конечном счёте вызвать предсказуемую реакцию живого организма. Реакцию настолько более сложную, нежели мышечное сокращение, насколько homo sapiens сложнее rana dalmatina, сиречь - лягушки прыткой. Да и ток для этого нужен ох какой непостоянный...
Такой ток, пущенный умелой рукой Александра Лысенко вдоль и поперёк салона BMW X5, должен был вызвать позитивную реакцию владельца машины Владимира Морозова ещё в ноябре 2004 года. Но это потребовало серьёзных опытов, по завершении которых реакция возникла не только у хозяина авто, но и у судей, поставивших X5 на верхнюю ступеньку пьедестала почёта в классе «Новичок 4000» на финале сезона EMMA Россия в Москве.
Первые наброски будущей системы-победителя сложились в канонический вариант 3-полосного фронта с активной фильтрацией и раздельным усилением по полосам. Отдельный процессор предусмотрен не был, предполагалось, что фильтров и корректоров CD-ресивера Alpine CDA-9835R и трёх усилителей окажется достаточно для точной настройки системы. При этом реальным источником сигнала должен был стать не сам ресивер, а подключенный к нему по оптике CD-чейнджер CHA-S634. Практическая реализация замысла внесла свои поправки: отношение сигнал/шум оказалось лучше у другой модели чейнджера, CHA-S624, а свести воедино кажущиеся источники звука стало по силам только отдельному звуковому процессору Alpine PXA-H701.
В ходе опытов в акустическом хозяйстве фронта тоже произошли изменения: 16-сантиметровые дверные мидбасы Morel уступили место более крупным, 20-сантиметровым басовикам Kicker SSMB8, лучше подходящим для объёмного кузова вседорожного универсала. Идею сдвоить мидбас и, таким образом, поднять отдачу в полосе нижних частот Лысенко отверг, поскольку, по его мнению, допустимая в мультимедийных системах некоторая «расфокусировка мидбаса» из-за двух источников излучения, работающих в одном диапазоне, совершенно не годилась для соревновательной машины со стереозвуком.

В пространстве под полом багажника расположены главный автомат и оба дистрибьютора
Замена металлических корпусов RCA-разъемов пластиковыми заметно изменила характер звучания системы
Усилители успешно пережили все коллизии, выпавшие на долю прочих компонентов, и остались в первоначальном составе: на фронтальные мидрейнджи Morel CDM-54 и твитеры MT-23 работает четырёхканальный Alpine MRV-F409 из старой серии F#1 Status, басовая полоса выведена в отдельный стереоусилитель MRV-T757, а сабвуфером Xetec G12XLS занимается моноблок Boston GT-22. Каждый из трёх потребителей оснащён своим буферным конденсатором Oris ёмкостью 0,5 Ф.
Мелочей в чемпионских машинах не бывает, особенно если вспомнить, сколько отцы-основатели современных представлений об электричестве потратили времени на прояснение всех нюансов его поведения. Поэтому перед финалом спортивного сезона ревизии и модернизации подверглись, в том числе, и межблочные соединители. Если взять на вооружение опыт уважаемого главного конструктора, то получается, что витые пары Van den Hul M.C. D102 Mk III Hybrid весьма хороши для передачи высокочастотных регистров, но при этом безбожно «собирают» на себя наводки бортовой сети, причём независимо от вариантов распайки - с землей на обоих концах, на одном или вообще без неё. В то же время, если применить коаксиальный кабель Van den Hul M.C. D300 Mk III Hybrid, ситуация с высокими будет похуже, но зато с помехами - никаких проблем, всё сразу станет тихо, как в безэховой камере в период отпусков. Так и определилась марка кабеля для подключения усилителей фронта к линейным выходам процессора.
Передачу сигнала в суббасовом диапазоне лучше всего выполнил межблочник, изготовленный из кабеля Klotz FunkMaster. По жизни он применяется для подключения бас-гитары к сценическому усилителю, и нечуждый этому инструменту Лысенко считает, что правильно применяется. По его мнению, всё дело в конструкции кабеля с повышенной ёмкостью, которая играет роль своеобразного распределённого фильтра НЧ.
Эксперименты с электрическими проводниками закончились лишь после того, как, начитавшись разных обзоров и решив идти в тонком кабельном деле до конца, команда Crazy People сняла с породистых RCA-штекеров «родные» корпуса и вместо них поставила пластиковые колпачки марки no name. И убедилась (во всяком случае, уверяют, это дело тонкое), что фокусировка кажущихся источников звука намного улучшилась. Имеющие уши да услышат, иначе зачем им уши - чтобы очки держались?
Окончательный вариант деления звукового диапазона по полосам выглядит традиционно для «школы Лысенко»: твитеры подрезаны снизу на частоте 3,2 кГц фильтром 2-го порядка, а мидбасы работают в полосе от
63 Гц (12 дБ/окт.) до 800 Гц (12 дБ/окт.). Полоса средних частот «вклинивается» к соседям сверху и снизу, благо излучатель позволяет, начинаясь с 630 Гц (12 дБ/окт.) и заканчиваясь на отметке 5,6 кГц (6 дБ/окт.). Своей излюбленной практике Александр не изменил и на суббасах - настройка фильтра НЧ 3-го порядка (71 Гц) выполнена «внахлёст» с мидбасами.
Разобраться с электрической частью мобильной системы - это только половина дела. Вторая его часть напрямую связана с «полевыми» работами непосредственно в салоне машины. Тут постоянно вмешивается «незвуковой» фактор, принуждающий резать-сверлить автомобиль с оглядкой на последующий демонтаж звуковых компонентов и восстановление салона в исходном варианте. Именно поэтому заводскую мультифункциональную «голову» оставили в покое на положенном ей месте, а новые источники сигнала поместили под рукой водителя, но на потолке. Если быть точным, на потолке, в изрядно переделанной консоли, смонтированы лишь панели управления CD-ресивера и процессора, а основные блоки спрятаны в местах, более подходящих по вместимости. Для «задника» ресивера нашлось место под торпедо, а блок процессора вместе с пакетом усилителей занял левое заднее крыло. CD-чейнджер, который, как вы помните, стал в системе единственным источником сигнала, подвешен под передним пассажирским сиденьем. Между собой все три устройства соединены лишь шиной управления, а звуковой сигнал в цифровой форме передается из передней части салона назад по оптическому кабелю, здесь ради помехозащищённости пришлось изменить «любви к электричеству».
Компактное расположение средств обработки и усиления сигнала позволило экстремально укоротить межблочные кабели, но за полученный бонус пришлось расплатиться созданием системы принудительной вентиляции левого заднего крыла. На место в правом крыле тоже потребовался входной билет, 28-литровый сабвуфер стал съёмным, поскольку его корпус перекрывал доступ к лампам заднего фонаря. Литраж ящика, собранного из стеклопластикового задника и двойной, по 18 мм, передней MDF-плиты, несколько превышал рекомендованные производителем цифры, но это решение дало возможность точно подобрать объём акустического оформления пенопластовыми блоками.
Монтаж фронтальной акустической системы не изменился лишь в её среднечастотной части, где купольные «Морели» смонтированы за штатными сетками на верхней полке торпедо. Выбрав уголки дверных зеркал для обустройства ВЧ-секции, Лысенко отдал предпочтение ширине звуковой сцены против высоты, которую удаётся получить, установив пищалки в стойки. Довольно быстро стало ясно, что заводские твитерные «пластмасски» малопригодны для той роли, которая им отводилась, поэтому подиумы были переделаны, динамики жёстко закреплены на металле двери и закрыты новыми грилями. Замена мидбасовых «шестёрок» «восьмёрками» потребовала капитальной модернизации нижнего угла двери, включая новые монтажные проставки. Кроме наращивания потенциала мидбасовой секции по звуковому давлению, удалось значительно ослабить поперечные резонансы, развёрнув и сдвинув динамики вперёд.

Для монтажа трех конденсаторных банок была изготовлена специальная обойма
Обойма с конденсаторами опущена в крыло под пакет усилителей
Подачу холодного воздуха к усилителям обеспечивает пара вентиляторов
Точный объем акустического оформления саба подобран пенопластовыми блоками
По правилам соревнований защитные предохранители должны быть легко доступны
В XIX веке свободное перемещение лучших европейских умов из одного научного центра в другой сыграло не последнюю роль в быстром развитии теории электричества. Средства коммуникаций тогда находились в удручающем состоянии, и единственно верным способом обмена знаниями было личное общение на заседаниях академий, научных обществ и в стенах университетов. Открытия отцов-основателей электрического дела дали толчок многим уже успевшим устареть способам обмена информацией, однако сейчас даже объединение Европы и Интернет-технологии оказались бессильны перед бюрократическими проволочками в посольстве одной пожелавшей остаться неизвестной страны, в столицу которой, г. Афины, должен был отправиться претендент на Еврокубок Владимир Морозов. Опыты Гальвани с электричеством, несомненно, могли бы расшевелить сотрудников консульского отдела, жаль, что вовремя про них не вспомнили.

RTA
Утверждается, что для радиотелеграфистов почерк при работе на ключе так же индивидуален и узнаваем, как голос по телефону. Мы, похоже, скоро станем узнавать автора автозвукового проекта по АЧХ в салоне. Прежде всего, конечно, бросается в глаза почти неправдоподобно ровная частотная характеристика на большей части звукового диапазона. Это - почерк профессионала. А авторский, узнаваемый штрих - непривычно для нашей отрасли сдержанно и аккуратно выписанный нижний бас. Нет традиционного для автомобильных систем бурного басового подъёма, нет и неизбежно следующего за ним спада на самых низких частотах. Звуковое давление на 20 и 120 Гц отличается на 1 дБ. Почерк, согласитесь.

SQ
На системах с хорошими, но не выдающимися звуковыми способностями звучание редакционного сборника «NAIM Sampler» производит немного тусклое впечатление. Так что этот богатый музыкальный материал я стараюсь использовать только в тех случаях, когда установка претендует на самый высокий уровень. Понятно, что для получения «красивой» кривой АЧХ народ всегда старается включить на процессоре «соревновательный» пресет, но, на мой взгляд, его настройки скучны и малопригодны для повседневной езды на машине.
Вот и в этот раз мои уши встретились с композициями «NAIM Sampler» с помощью системы в соревновательном тонусе. Отменно переданы звуковые детали мелкого и крупного плана, неизбежные технические особенности записей были уверенно слышны, но без навязчивой въедливости. Хотя я бы всё-таки отметил налёт холодной аналитичности в передаче верхней середины и высоких. Обратил на себя внимание своеобразный акцент среднего баса, иногда казалось, что отдельные звуки как бы выскакивали из общего музыкального ряда. Хорошо была передана атака ударных и струнных инструментов. Музыкальный темп всех композиций не был игриво лёгким или излишне тягучим, а вполне соответствовал исходному звучанию. Стереопанорама отличалась завидной шириной, создавая заметный эффект присутствия на записях в концертном зале.

ТИП СИСТЕМЫ аудио
СОСТАВ 3-полосный фронт + сабвуфер
ИСТОЧНИКИ Alpine CDA-9835R, CHA-S624
ПРОЦЕССОР Alpine PXA-H701
УСИЛИТЕЛИ Alpine MRV-F409, MRV-T757, Boston GT-22
АКУСТИКА Kicker SSMB8, Morel CDM-54, MT-23
САБВУФЕР Xetec G12XLS

Студия Crazy People, руководитель проекта Александр ЛЫСЕНКО

Источник: журнал Автозвук, 02/2006

Обсудить в форуме 

Материалы по теме
Статьи:Новости:
 Неместные. Audi A6. Переход через ноль
 Системы. VW Passat B6. Третий способ
 Системы. Toyota Camry. Академия художеств
 Audi оснастят хотспотом
 GenShock от Levant Power
 Мотошлем с зеркалом заднего вида



© 2003 Клуб 12 вольт. При использовании материалов сайта гиперссылка на "Клуб 12 вольт" обязательна.
По вопросам рекламы обращайтесь на info@12v-club.ru
Разработка сайта, продвижение сайта: Студия «Индико»
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru