• Форум  
 • Автозвук 
    Автомагнитолы 
    MP3 ресиверы 
    Усилители 
    Антенны 
    Коаксиальная акустика 
    Компонентная акустика 
    Сабвуферы 
    CD-чейнджеры 
    MD ресиверы 
 • Защита от угона 
    Автосигнализации 
    Датчики 
    Пейджеры 
    Иммобилайзеры 
    Замки 
    Сирены 
    Модули и блоки 
    Брелки 
 • GPS навигация 
    Навигационные системы 
 • Телефония и авто 
    Громкая связь 
 • Автоэлектрика 
    Диагностика 
    Ксенон 
    Парктроники 
    Дополнительная оптика 
    Преобразователи напряжения 
    Автомобильные люки 
    Аксессуары 
 • Юмор 
 • Видео 
    LCD мониторы и ТВ 
    Ресиверы с монитором 
    DVD-ресиверы 
    Видеомагнитофоны 
    AV-мастеры 
    DVD-чейнджеры 
    ТВ-тюнеры 
 • Инсталляции 
 • Интересные ссылки 
 • Интересные статьи 


Статьи

Статьи » Инсталляции »

Своя игра. ВАЗ-21099. Другая жизнь

16.11.11, Журнал "Автозвук"

Рассказ об аудиосистеме, построенной мной в автомобиле ВАЗ-21099, хочется начать издалека, из 2003 года. Тогда в мартовском номере журнала «Car &Music» было опубликовано моё письмо. Письмо «чайника» в автозвуке, письмо человека, только что окунувшегося в прекрасный мир car audio, письмо обалдевшего читателя. Чтобы вам было понятно, для чего написано ЭТО письмо, позволю себе процитировать себя самого трёхгодичной давности. Но это - чуть позже, а пока я предлагаю вам историю о том, как у меня началась «другая жизнь».

Увлечение автозвуком, быстро и безнадёжно переросшее в очень серьёзное заболевание, началось с совершенно случайного приобретения одного из номеров «C&M», а именно - №10 за 2000 год, где рассказывалось об изготовлении задней полки для ВАЗ-21099.
Ничего не подозревая, изготовив первую в своей жизни акустическую полку для автомобиля, я подписал себе приговор на пожизненное, беспокойное, полное невзгод и опасностей и вместе с тем очень интересное и увлекательное, захватывающее и затягивающее членство во Всемирном Обществе Любителей Автозвука. Так в 43 года у меня началась «другая» жизнь.
Это был мой первый шаг на тернистом пути к правильному автомобильному звуку. Мой второй шаг - приобретение 13-сантиметровых 2-компонентных АС «Урал». После того, что имелось (а имелись «блины» в задней полке), я был доволен.
Третий шаг - 12-дюймовая сабвуферная головка MTX T4124 и двухканальный усилитель Blaupunkt. Тогда мне казалось, что это - верх совершенства. Во всяком случае, в нашем городе в то время никто ТАК громко не играл. И не беда, что гром гремел в багажнике и вместе с ним. Зато КАК!
Потом в мою жизнь пришёл замечательный журнал «АвтоЗвук». С каждым новым номером я подрастал, я взрослел, набирался теоретических знаний - набирался ума. «Другая жизнь» стала взрослой.
Затем появился 4-канальный усилитель Nakamichi для фронтальных АС, ураловские динамики уступили место 16-сантиметровым Nakamichi, добавились серединки Morel, «всему головой» (по вашему же меткому выражению) стал Alpine CDA-9833R с прекрасными возможностями настройки звука. В багажнике тоже произошли изменения: музыкальный JL Audio встал на место громкого MTX. Это не было просто заменой одних компонентов другими, изменилось моё отношение, мои требования к качеству звучания.

Заготовка гнезда для головного устройства
Головное устройство на новом месте
Полностью обработанная дверь без обивки
Опорные площадки под CDM-54 из клееной фанеры
Форму корпусов создавали монтажная пена и тара от "Роллтона"
Корпуса СЧ-излучателей готовы к отделке
Готовые корпуса СЧ-излучателей
Пульт был безжалостно распилен...

Всё это приобреталось постепенно. И каждому новому вживлению в аудиосистему каждого нового компонента предшествовала полная или почти полная разборка салона до голого железа. Правда, железо, собственно, к тому времени было уже совсем не голое: полностью обработаны вибродемпферами и шумоизоляцией двери, потолок, багажный отсек;пол автомобиля многократно (до слоя в 3 мм) промазан мастикой «Кордон».
В новой системе мидбасовые динамики фронта крепятся через набор вклеенных фанерных колец к приваренному к двери металлическому кольцу. Технологические отверстия дверей через герметик заглушены 8-миллиметровой фанерой.
Предмет моей гордости - корпуса ВЧ-динамиков из алюминиевого сплава. Идея была подсмотрена в машине бронзового призёра финала чемпионата Европы 2000 года финна Тимо Ранконена («А3» №1/2001, «Студент»). Опоры твитеров приварены к передним стойкам. Сами высокочастотники установлены в сферические алюминиевые корпуса, выточенные из прутка диаметром 70 мм. Корпуса на тонких, но жёстких ножках прикреплены к стойкам и могут поворачиваться во всех плоскостях при настройке звуковой сцены, для этого ослабляются винты, фиксирующие опорный шарнир. Кстати, это - единственные детали аудиосистемы (из самодельных), изготовленные за пределами гаража.
Сначала фронт был 2-полосным с поканальным усилением. Потом я добавил в него СЧ-динамики Morel CDM-54, и получилась схема с 2,5-полосным усилением. Частота раздела СЧ/ВЧ-диапазонов 3 кГц установлена штатным пассивным кроссовером Nakamichi. Снизу СЧ-диапазон подрезан кроссовером головного устройства на частоте 630 Гц. Диапазон частот, воспроизводимых мидбасовыми динамиками, находится в пределах 55 - 630 Гц. Саб играет до 55 Гц.
Низкая панель автомобиля сама подсказала место установки среднечастотников. В ход пошла фанера, монтажная пена, стаканчики из-под пюре «Роллтон», флис-кожа, и получились симпатичные корпуса для знаменитых CDM-54.

Детали корпусов твитеров
Корпуса ВЧ-головок в рабочем положении

Сабвуфер JL Audio 12W3 установлен в 35-литровый корпус закрытого типа, расположенный в левом заднем углу багажника, и направлен диффузором в заднюю полку. А для того чтобы суббас от JL Audio легче проникал в салон, в полке вырезаны два отверстия диаметром 120 мм, имитирующие порты фазоинверторов. Саб работает от двухканального Blaupunkt, каждая катушка подключена к своему каналу. Я понимаю, что усилитель, конечно, не фонтан, но, во-первых, это моё первое приобретение в «другой жизни», первый компонент системы, подаривший мне возможность услышать бас в автомобиле, и этим он мне дорог. А во-вторых, этот маленький усилок в паре с именитым сабом так здорово отработал свою партию, что удивил многих специалистов. Получился отличный фронтальный бас, впечатление такое, будто сабвуфер установлен на капоте.
Для удобства общения с головным устройством и безопасности движения CD-ресивер Alpine CDA-9833R был перенесён со штатного места на верх торпедо, а его пульт ДУ беспощадно попилен, порезан и вмонтирован в руль.
Вся проводка выполнена в соответствии с правилами соревнований, с соблюдением калибров проводов и номиналов предохранителей.
Передние стойки, дверные панели, задняя полка, подиумы мидбасов обтянуты флис-кожей тёмно-зелёного цвета. В багажнике - царство карпета, материала недорогого, доступного и очень практичного. Голубым неоном подсвечены диффузор саба, панель усилителей, задняя полка и двигатель. А чтобы эту красоту было видно всем желающим, я, не раздумывая долго, вырезал в капоте и крышке багажника по два люка и закрыл их прозрачным поликарбонатом толщиной 10 мм.
Вот такая получилась симпатичная машинка с хорошим звуком.
А теперь хочу вернуться на три года назад. «...Мне очень хочется побывать на соревнованиях по автозвуковому спорту и, может быть, даже поучаствовать. Скорее не для того, чтобы отхватить какой-нибудь приз, а чтобы посмотреть на других, понять свои ошибки и просчёты». Так я думал (и писал в редакцию) в марте 2003 года.
Через год я созрел. И поучаствовал. Первый блин, как это часто случается, получился комом. Однако руки не опустились, наоборот, зародилось огромное желание довести начатое до положительного результата. Ещё год работал всё свободное время в гараже и в автомобиле.
Сезон 2005 года стал подтверждением того, что время, силы и средства оказались не потрачены, а вложены. Судите сами:
Май 2005, Екатеринбург, этап чемпионата EMMA Россия - 2-е место в классе «Любитель 600».
Июнь 2005, Уфа - 2-е место в том же классе.
Сентябрь 2005, Москва. Финал чемпионата России, снова 2-е место, но теперь это означает и гордое звание «Вице-чемпион России».
Так оценили мою работу профессионалы, а лучшей оценкой зрителей стал вопрос: «Где вам это делали?». Сказать, что я был счастлив слышать такой вопрос, а ещё больше - отвечать на него значит не сказать ничего. Вот так, не имея (вначале) никакого опыта, никакой практики, руководствуясь рекомендациями «из литературы», мне удалось построить в своём автомобиле достойную аудиосистему.
Я ничего не сказал о звуковой сцене, о её ширине, высоте и глубине, о скрипках и флейтах, о контрабасе и большом турецком барабане. Поверьте, всё это расположено и звучит ровно на второе место национального финала России, всё запротоколировано. Мне хотелось бы сказать о другом. Трудно было бы завершить эту работу без помощи друзей (и собственного сына), а особо я хочу выразить признательность Виктору Иванову из екатеринбургского «Отдела технической эстетики» за громадную кучу полезных советов по подготовке автомобиля и судье EMMA Россия Константину Зяблицеву за вовремя сказанные тёплые слова. «Другая жизнь» продолжается!

Владимир «Фанат» ДЕРЮГИН, г. Южноуральск

Источник: журнал Автозвук, 05/2006

Обсудить в форуме 

Материалы по теме
Статьи:Новости:
 Неместные. Audi A6. Переход через ноль
 Системы. VW Passat B6. Третий способ
 Системы. Toyota Camry. Академия художеств
 Audi оснастят хотспотом
 GenShock от Levant Power
 Мотошлем с зеркалом заднего вида



© 2003 Клуб 12 вольт. При использовании материалов сайта гиперссылка на "Клуб 12 вольт" обязательна.
По вопросам рекламы обращайтесь на info@12v-club.ru
Разработка сайта, продвижение сайта: Студия «Индико»
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru