• Форум  
 • Автозвук 
    Автомагнитолы 
    MP3 ресиверы 
    Усилители 
    Антенны 
    Коаксиальная акустика 
    Компонентная акустика 
    Сабвуферы 
    CD-чейнджеры 
    MD ресиверы 
 • Защита от угона 
    Автосигнализации 
    Датчики 
    Пейджеры 
    Иммобилайзеры 
    Замки 
    Сирены 
    Модули и блоки 
    Брелки 
 • GPS навигация 
    Навигационные системы 
 • Телефония и авто 
    Громкая связь 
 • Автоэлектрика 
    Диагностика 
    Ксенон 
    Парктроники 
    Дополнительная оптика 
    Преобразователи напряжения 
    Автомобильные люки 
    Аксессуары 
 • Юмор 
 • Видео 
    LCD мониторы и ТВ 
    Ресиверы с монитором 
    DVD-ресиверы 
    Видеомагнитофоны 
    AV-мастеры 
    DVD-чейнджеры 
    ТВ-тюнеры 
 • Инсталляции 
 • Интересные ссылки 
 • Интересные статьи 


Статьи

Статьи » Инсталляции »

Системы. Nissan Teana. Второй слой

27.12.11, Журнал "Автозвук"

Выражение, вынесенное в заголовок, между прочим, принадлежит скорее журналистскому жаргону, нежели малярному. Но здесь использовано совсем в другом смысле.
Про маляров, наверное, объяснять не требуется, про журналистов — растолкую. Мало что у нас ценится наравне с многослойностью, скажем, заголовка. Вот пример того, что я считаю в этом смысле лучшим заголовком как минимум последнего десятилетия. «Комсомолка», кажется, озаглавила заметку про очередное политдеяние Юлии Тимошенко «Девушка с косой». Шедевр: два слова с хвостиком и целых три слоя: буквальный, насчёт бублика на голове, аллюзия к знаменитой «девушке с веслом» и к даме более почтенного возраста с косой как сельхозинвентарём. Завидую, честное слово.
Термин же «второй слой» применительно к автозвукостроению возник в разговоре с руководителем этого проекта. По мнению Владимира, в нынешних условиях и в нынешних машинах «второй слой» или единственный, или лучший способ строительства аудиосистемы. Всё потому, что автомобили современных россиян стали, как та обезьяна из анекдота — и умными, и красивыми. Только в буквальном смысле. «Умные» — значит обзавелись всякими шинами данных, продёрнутыми через всю машину, когда непонятно, где заканчивается иммобилайзер и начинается навигационная система, «красивыми» — ну, здесь кавычки не совсем уместны, салоны стали дизайнистые, всё на своём месте, банальный прямоугольник диновского габарита в мыслях господ оформителей давно уже не уживается.
Отметим, что соразмерного этому техническому и художественному прогрессу улучшения звучания штатных систем в общем-то не случилось, а деятельность по его улучшению затруднилась многократно. А люди, народ то есть, по-прежнему стремятся к нормальному, а не штатному звуку, пусть не все, но зато иногда сильно. И нередко вынуждены отказываться от такой необходимой составляющей духовной жизни, как автозвук, из-за причуд заморских дизайнеров и системотехников. Несправедливость вопиющая.
К решению этой проблемы есть три подхода. Смелый и кровавый — внедряться в нервную систему машины с хитрыми устройствами сопряжения, параллельно рубя в капусту фирменный дизайн, если есть хоть небольшая надежда, что свой, новый, станет не хуже. Хитрый, исподтишка, подход подсказали гранды индустрии car audio: Alpine первой предложила Vehicle Hub — скрытный, но легальный вход в штатную систему, по этому пути идут сейчас и другие, а сепаратная отрасль интерфейсных блоков просто расцветает.
Третий метод, которого предпочитают придерживаться в ведомстве Владимира Роганова — установка системы «вторым слоем». Это значит: есть штатное головное устройство — да пусть будет, оно украшает приборную панель, а иногда работает по смежной профессии, навигацией или борткомпьютером. А для звука можно поставить почти автономную систему поверх имеющегося оборудования, если надо подшив её к штатной в одной точке.
Такое решение а «ААЦ-Тюнинге» предложили владельцу новенькой (а других пока нет) Nissan Teana, когда он приехал поделиться бедой: взгляните сами, как в такую центральную консоль поставить что-то нештатное, при этом интерьер космического корабля из «Звёздных войн» рискует превратиться в декорацию для экранизации «Омон Ра» Пелевина.
Звуки же система создавала совсем не космические, тем более что вариант комплектации был довольно простой, где даже управления с руля предусмотрено не было. А хотелось заказчику при этом получить, как он сформулировал, звук мягкий и детальный одновременно. И ещё: по каким-то своим мотивам он однозначно определил марку головного устройства — Alpine, и только.
Решение одной проблемы у Владимира было наготове: «второй слой». А другая заставила призадуматься. Что касается детальности, Alpine — вполне адекватный выбор. А вот в излишней мягкости звучания эти головные устройства замечены как-то не были. Решено было действовать по принципу компенсации, акустика была выбрана как раз знаменитая мягким звучанием, Morel.
Для фронта взяли топовую трёхполосную модель Elate 6, это которая уже с новым купольным среднечастотником CDM 88, для тыла, а в фонотеке заказчика электроника, где без тыла нехорошо, занимала довольно прочные позиции: Integra Ovation в варианте XO6 — шестидюймовые точечные излучатели с выносным кроссовером.
Перед тем как установить акустику на положенные места, провели тотальную шумоизоляцию. Мы бы не стали упоминать об этом как об общем месте, но в данном случае, как ни удивительно, довольно большой автомобиль бизнес-класса оказался вовсе не таким тихим, как можно было ожидать, и в дело пошли довольно приличные объёмы материалов dop.ru. Их, кстати, в «ААЦ-Тюнинге» предпочитают получившим более широкое хождение аналогам STP, считая, что материалы STP дешевле и проще в нанесении, но пропорционально этому менее эффективны. «Допом» основательно, со снятием приборной панели, прошлись по моторному щиту, до того пропускавшему слишком много звуков двигателя, ну и по кузову кругом, разумеется.
Вот теперь можно ставить акустику. Шестидюймовые мидбасы неожиданно легко встали в подготовленные «по канону» штатные места, хотя на вид кажется, что больше «пятёрок» туда не поставить. Среднечастотники, пока приборная панель была снята для шумоизоляции, поставили в углы, на отражении от стекла, а пищалки — в стойки. Это — фронт. Тыловая акустика целиком ушла в задние двери, целиком — значит вместе с кроссоверами. Это всё-таки тыл, здесь оказалось можно кроссы настроить заранее и больше к ним не возвращаться. А фронтальные кроссоверы установлены так, чтобы к ним был доступ для настройки. Почему вдруг такое внимание к настройке пассивных кроссоверов, что в них настраивать? В этих — есть что, фильтры нового поколения акустики Morel как раз тем и характерны, что предоставляют очень большую гибкость в настройке, в частности, в них можно выбирать крутизну фильтров, а не только уровень сигнала на головках. Поэтому кроссоверы фронта установлены за спинкой заднего сиденья, неподалёку от усилителей с одной стороны и в зоне доступности из салона — с другой.
Усилителей в системе три, и все три двухканальные, и все три одинаковые: Eton PA1502. Схема системы при этом приобрела самый простой вид: два канала на фронт, два на тыл, два мостом — на сабвуфер. Сабвуфер — 12-дюймовая головка Peerless XXLS в закрытом ящике, смонтированном за спинкой сиденья, так, чтобы диффузор «стрелял» в люк подлокотника. Выбором оформления для сабвуфера, кстати, Владимир не очень доволен, при пробных прослушиваниях было, во-первых, довольно прохладно, а во-вторых, динамик ещё не окончательно разыгрался. Теперь же оказалось, что выбранный объём для него великоват, возможно, предстоят переделки той или иной степени решительности.

Подождите, а где же обещанный «второй слой», пока события развиваются по знакомому сценарию? А обратите внимание: про головное устройство мы пока не упоминали вовсе. Его, управляющее всей этой системой, поставили совершенно независимо от штатного и электрически, и геометрически. CD-ресивер нашёл себе пристанище в бардачке, где должен был находиться штатный CD-чейнджер. Нештатный же чейнджер устроился под полкой в багажнике.
С помощью такой установки, как бы поверх имеющегося, удалось не только получить нормальный звук в машине, не нанеся никакого ущерба авангардной эстетике салона, но и приобрести «недовложенную» на заводе долю эргономики. Раз штатных кнопок на руле нет, было решено стационарно поставить ИК-пульт на тоннеле трансмиссии, в месте, не менее доступном во время движения, чем руль. А для управления головным устройством «скрытого базирования» глазок фотоприёмника вывели в нижнюю часть центральной консоли, прямо напротив места постоянной дислокации пульта. Вот такая двухслойная схема: один слой — для красоты, второй — для звука, все при делах...

SQ
Возможности акустики Morel по смягчению яркого от природы звучания Alpine оказались несколько переоценены, алпайновская нотка в звуке превалировала над морелевской. Это выразилось в акцентированной атаке, особенно заметной на средних частотах. Бас прозвучал мощно, но собранно, он не тянулся хвостом за собственной атакой, а как бы приклеивался к ней. Интересно, что уровень баса на слух не казался излишним, даже когда он ощущался правой ногой по подрагиванию педали (от баса, а не от мотора, мотор был заглушен), но чего-то недоигрывал, солидности ему как-то недоставало. Голос звучал более открыто, чем было привычно, а на семи барабанах мы отметили две особенности: в смысле геометрии сцены — некоторое слипание крайних пар (1-2 и 6-7), в смысле тонального баланса и динамики — подчёркивание эхо-отзвуков, которые как будто очень далеко разлетались по салону после каждого удара.
На соло ударника была ясно слышна не только тональность, но и анатомия каждого из инструментов, в том числе и тембровая разница тарелок, сделанных то ли из разного металла, то ли разными мастерами. В общем — слышно много...

RTA

Измерения выявили причину недовольства басом: для размятой головки да при повышенных температурах настройка ушла вниз, в результате образовался провал между мидбасом и суббасом, который зато заядло старается на инфранизких частотах, классический пример чересчур просторного для данного динамика ящика. Некоторая необычность звучания голосов связана, скорее всего, с широким подъёмом АЧХ вокруг частоты 700 Гц, это, в принципе, убирается параметриком на «голове». За вычетом этого, в тональном смысле выше частоты раздела «фронт — сабвуфер» система ведёт себя очень даже разумно, удивляет даже, что при видимом спаде АЧХ на самых верхних частотах зажатости звучания не чувствуется вовсе. Может, как раз потому, что спад только на «самых» а информативные верха отыгрываются очень линейно.

SUM
Тип системы: аудио
Состав: 2-полосный фронт + тыл + сабвуфер
Источники: Alpine CDA-9853R, CHA-S634
Усилители: Eton PA1502
Акустика: Morel Elate 6, Integra Ovation XO6
Сабвуфер: Peerless XXLS12

СТУДИЯ «ААЦ-ТЮНИНГ»
РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА Владимир РОГАНОВ

Источник: журнал Автозвук, 07/2007. Рубрику ведет Александр Сладковский

Обсудить в форуме 

Материалы по теме
Статьи:Новости:
 Неместные. Audi A6. Переход через ноль
 Системы. VW Passat B6. Третий способ
 Системы. Toyota Camry. Академия художеств
 Audi оснастят хотспотом
 GenShock от Levant Power
 Мотошлем с зеркалом заднего вида



© 2003 Клуб 12 вольт. При использовании материалов сайта гиперссылка на "Клуб 12 вольт" обязательна.
По вопросам рекламы обращайтесь на info@12v-club.ru
Разработка сайта, продвижение сайта: Студия «Индико»
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru