• Форум  
 • Автозвук 
    Автомагнитолы 
    MP3 ресиверы 
    Усилители 
    Антенны 
    Коаксиальная акустика 
    Компонентная акустика 
    Сабвуферы 
    CD-чейнджеры 
    MD ресиверы 
 • Защита от угона 
    Автосигнализации 
    Датчики 
    Пейджеры 
    Иммобилайзеры 
    Замки 
    Сирены 
    Модули и блоки 
    Брелки 
 • GPS навигация 
    Навигационные системы 
 • Телефония и авто 
    Громкая связь 
 • Автоэлектрика 
    Диагностика 
    Ксенон 
    Парктроники 
    Дополнительная оптика 
    Преобразователи напряжения 
    Автомобильные люки 
    Аксессуары 
 • Юмор 
 • Видео 
    LCD мониторы и ТВ 
    Ресиверы с монитором 
    DVD-ресиверы 
    Видеомагнитофоны 
    AV-мастеры 
    DVD-чейнджеры 
    ТВ-тюнеры 
 • Инсталляции 
 • Интересные ссылки 
 • Интересные статьи 


Статьи

Статьи » Инсталляции »

Системы. Jaguar X-Type. Соль и перец

23.05.12, Журнал "Автозвук"

Несложная вкусовая концепция «нравится - не нравится» это, в сущности, ось, вокруг которой крутится весь окружающий нас рукотворный мир. У нерукотворного ось вращения совсем другая, иначе трудно найти оправдание всяким стихийным засадам вроде цунами на курортах и засухам на полях. Наша ось удобнее, вокруг неё и продолжим вращение...
Бывает, возникают разговоры, что, мол, всё, что можно было сделать в автозвуке, уже сделано и даже записано на бумажке, надо только ткнуть пальцем в нужную строчку. Сами посудите: вариантов аудиосистем - раз, два и... всё, клиенты податливо соглашаются на проверенные способы установки, оставляя за бортом недешёвые и зачастую неудачные эксперименты на ниве мобильного звука. Вам с процессором или без? Фронт в три полосы или в две? Тыл ставить будем или как? Сабвуфер от души и по полной, или же Solanum tuberosum (в просторечии - картофель) транспортируете? DVD смотрите или НТВ+? Мониторчики на всех, или мелкие обойдутся? И что, всё? Всё, приехали, автозвуковой прогресс встал, всё уже придумано до нас.
Однако, как всегда, пока одни оттачивают новую версию похоронного марша человеческому прогрессу, другие проходят под окнами композиторов навстречу свершениям. Одним из таких, пусть не потрясшим основы, но хорошо их пошатавшим, стал Jaguar X-type работы студии «Провайдер-2000».
Знакомство с собственником (а значит, владельцем, пользователем и распорядителем, как предписывает закон) автомобиля установщики «Провайдера» водили уже давно, автомобиль не первый, не второй и, бог милостив, не последний. Поэтому постановочная часть проекта прошла в рекордно короткие сроки, необходимые лишь для подтверждения давнего и глубокого клубного настроя заказчика с пожеланиями по уровню звукового давления, максимально близкого к оригиналу из недешёвых. Ввиду отвратительной посещаемости мест ночных увеселений сотрудниками редакции мы поначалу неверно интерпретировали этот уровень и чуть было не ошиблись с музыкальным заключением, о чём подробнее написано в разделе SQ.
На заводе салон оборудован сдержанно и консервативно
С головным устройством мудрить не стали, штатное место хоть и низковато, но вполне пригодно для использования
Выдвижная полочка для плеера iPod укоротила нишу в центральной консоли ровно наполовину
Габаритные твитеры Rainbow удалось внедрить в стойки с некоторым изыском
Тыловой комплект акустики установлен в размеченные заводом места на задних дверях
Плотная сетка ниши подлокотника делает сабвуфер практически невидимым
Сохранность дверных обивок нисколько не пострадала от основательной акустической подготовки дверей
Поставленное на поток приготовление дежурных блюд на автозвуковой кухне приводит к тому, что вчерашние новинки и технические откровения сегодня выглядят разогретыми блюдами комплексного обеда. В поисках нового и необычного вкуса специалисты «Провайдера» подсолили свою новую работу вторым источником музыкального сигнала - компактным плеером Apple iPod, и добавили перцу уж совсем невиданной нами ранее двухполосной басовой системой.
В сухих терминах звуковой схемотехники замысел выглядит так. Основное головное устройство, CD-ресивер Nakamichi CD-500, раздаёт сигнал на три потребителя. Фронтальная часть системы, тыл и в замыкающих - необычная басово-сабвуферная композиция. На подхвате у «Накамичи» стоит плеер Apple iPod, для подключения которого наружу выведены линейные входы и кабель питания от отдельного стабилизатора 12/6 В.
В передней части салона работает двухкомпонентная акустика Rainbow CS 265.28, приводимая в Сложная схема аудиоустановки никак не проявила себя даже в багажном отсекедвижение одним из четырёх усилителей, двухканальником Steg QM120.2X. Динамики подключены к выходным клеммам через штатные пассивные кроссоверы. Задняя часть салона озвучена практически идентично передней, с той лишь разницей, что акустика стоит AD 600 R, а усилитель Steg QM75.2X развивает немногим меньшую мощность, чем фронтальный. Пересортица в подборе динамиков получилась после предварительных «заездов», когда заказчик системы был приглашён для выбора между AD и Rainbow, установленными, соответственно, в правую и левую двери. «Голос» AD показался более резким, чем хотелось, поэтому ему отвели роль тыловой подзвучки, тоже, отметим, в терминах клубной музыки не второстепенную. Основную же работу впереди стал выполнять комплект Rainbow.
Необходимый уровень звукового давления по всему салону автомобиля в басовом и суббасовом диапазонах производят на свет два последних усилителя из римской квадриги, Xetec 4G-300 и Steg QM220.2X. Сигнал с сабвуферного выхода CD-ресивера с помощью Y-разветвителя делится поровну между обоими устройствами, высокочастотным, так сказать, и низкочастотным. Четырёхканальный «Зетек» путём попарно-мостового включения каналов превращён в двухканальный (сами понимаете, какой мощности), и на образовавшиеся каналы заведено по одному 20-сантиметровому басовику Hertz HX 200, главной и единственной задачей которых является «освоение» недюжинной спектральной мощности, сконцентрированной в диапазоне от 60 до 250 Гц. Совсем низкочастотный басовый компонент традиционной сабвуферной комплекции, JL Audio 13W6v2, выжимает все соки из замощённых каналов «Стега» ниже 60 Гц.
При всей чрезвычайной энерговооружённости системы, подкрепленной к тому же фарадными буферными конденсаторами Stinger на каждом усилителе, вибродемпфированию и шумоизоляции подверглись только двери, ещё в заводском варианте оборудованные местами под установку фронтальной и тыловой акустики, и задняя полка. Почему вдруг полка оказалась удостоена особой чести, будет понятно очень скоро.
Несмотря на все современные поветрия, марка Jaguar сохранила довольно консервативный облик, который было бы негоже разрушать установкой звуковой системы. Поэтому специалисты «Провайдера» пошли на радикально скрытный вариант монтажа компонентов, отступив от него лишь в двух случаях. Фронтальные пищалки искусно имплантированы в передние стойки кузова, что было, при кажущейся простоте и отработанности решения, задачей весьма непростой, поскольку твитеры Rainbow отличаются немалыми габаритами. Направление оси излучения соответствует ориентации на дальнего слушателя. Вторая позиция, выдающая звуковые амбиции автомобиля - багажный отсек, фальшпанель которого открывает пару усилителей Steg. Все прочие устройства, основного и вспомогательного назначения, упрятаны за заводские обивки и защитные сетки, даже низкочастотный компонент сабвуферной «двухполоски» никак не заметен в нише подлокотника заднего дивана.
Головное устройство смонтировано в штатном гнезде, а вот изготовление выдвижной полочки под iPod далось непросто, её пришлось переделывать несколько раз, чтобы добиться чёткой работы выдвижного механизма. Будучи убран в центральную консоль, «ложемент» плеера ничем не обозначает своего присутствия на борту, но, как и небольшое количество соли в пище, придаёт звуковому блюду новый вкус. Однако самая острая приправа системы, конечно же, заключается в концепции двухкомпонентного баса.
Оба «верхнебасовых» динамика Hertz установлены в специальный 20-литровый ящик, который, в свою очередь, помещён в заднюю полку. Именно поэтому вибродемпфированию и щумоизоляции её заводского прототипа было уделено столько внимания. «Нижнебасовый» моноизлучатель JL Audio стоит в закрытом ящике 38-литрового объёма, в проёме между багажником и салоном, прямо под задней полкой. Его окружают с правой стороны тыловой усилитель Steg, а с левой - басовый Xetec. Плюс конденсаторы, дистрибьюторы и обильное кабельное хозяйство. Наружу, в багажник, смотрят лишь фронтальный и сабвуферный Steg.
Соотношение между количеством соли и перца, которыми можно оттенить вкус музыкального блюда и придать ему желаемую остроту, прямо пропорционально предпочтениям того, для кого это блюдо приготовлено. Что считать солью, а что перцем - это дело десятое, и то и другое, как вы уже увидели, легко добавить по вкусу в привычную схему аудиоустановки. По вкусу, а не по учебнику, вот что важно...

SQ
Имея отчётливое желание разобраться, каков вклад в звучание системы вносит необычный «верхнебасовый» компонент, я решил отступить от жанровой специализации, отложил электронный сборник в сторону и поставил проверенный и хорошо знакомый «NAIM Sampler» («АЗ» №5/2003). Настроив громкость на обычный уровень комфортного прослушивания, признаться, был весьма удивлён своеобразным звучанием системы. Бас показался гулким, аналогового шума, свойственного записи, практически не было слышно, серединка и верхушка звукового диапазона были явно обеднены. Не может быть, чтобы оперативными регулировками можно было так изменить характер системы. Но вовремя попавшаяся на глаза пометка в собственных записях про звуковое давление расставила всё на свои места. До сих пор мне не доводилось слушать «Sampler» на ТАКОЙ громкости, впечатление весьма необычное и любопытное. Александр Жирнов, настраивавший систему, признался (а он - тёртый перец, извините за каламбур с заголовком), что сам не мог непрерывно находиться в машине больше десяти минут на «номинальном режиме».
Особенно примечательной оказалась работа двухкомпонентного саба: на большой громкости он входил во вкус повествования о низких частотах, плотный и собранный верхний бас, подкреплённый густым суббасом, придавал музыкальным композициям необычную твёрдость и основательность. Средние и высокие частоты на такой громкости оживали и воспринимались как близкие к тексту, хотя ощущение приглушённости осталось, на композициях с богатым инструментальным составом часть обертонов выпадала из контекста. Очень неплохо прозвучал 10-й трек, с мощной рок-вещью, видимо, заранее заточенной под не совсем камерную громкость.

RTA
Под конец лета клубные настроения, кажется, начитают доминировать: это уже вторая система в номере, где рядом с басовой частью АЧХ средние и высокие выглядят неброским аккомпанементом. Надо, однако, признать, что даже на своём уровне (в децибелах) основная часть спектра отрисована довольно корректно, картину портит только широкая, почти в две октавы, яма с центром на 2 кГц. Другое дело, что, на наш взгляд, потенциал двухполосной басовой системы раскрыт не до конца, если при последующей подстройке системы постараться убрать перепад уровня звукового давления там, где стыкуются полосы «просто сабвуфера» с «совсем сабвуфером», это около 60 Гц, общий настрой на низких частотах станет более предсказуемым.

Тип системы: аудио
Состав: 2-полосный фронт + тыл + сабвуфер
Источники: Nakamichi CD-500, Apple iPod
Усилители: Steg QM75.2X, QM120.2X, QM220.2X, Xetec 4G-300
Акустика: Rainbow CS 265.28, AD 600 R
Сабвуферы: JL Audio 13W6v2, Hertz HX 200

Студия: «Провайдер-2000»
Руководитель проекта Александр Жирнов

Источник: журнал Автозвук, 09/2005.

Обсудить в форуме 

Материалы по теме
Статьи:Новости:
 Неместные. Audi A6. Переход через ноль
 Системы. VW Passat B6. Третий способ
 Системы. Toyota Camry. Академия художеств
 Audi оснастят хотспотом
 GenShock от Levant Power
 Мотошлем с зеркалом заднего вида



© 2003 Клуб 12 вольт. При использовании материалов сайта гиперссылка на "Клуб 12 вольт" обязательна.
По вопросам рекламы обращайтесь на info@12v-club.ru
Разработка сайта, продвижение сайта: Студия «Индико»
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru