• Форум  
 • Автозвук 
    Автомагнитолы 
    MP3 ресиверы 
    Усилители 
    Антенны 
    Коаксиальная акустика 
    Компонентная акустика 
    Сабвуферы 
    CD-чейнджеры 
    MD ресиверы 
 • Защита от угона 
    Автосигнализации 
    Датчики 
    Пейджеры 
    Иммобилайзеры 
    Замки 
    Сирены 
    Модули и блоки 
    Брелки 
 • GPS навигация 
    Навигационные системы 
 • Телефония и авто 
    Громкая связь 
 • Автоэлектрика 
    Диагностика 
    Ксенон 
    Парктроники 
    Дополнительная оптика 
    Преобразователи напряжения 
    Автомобильные люки 
    Аксессуары 
 • Юмор 
 • Видео 
    LCD мониторы и ТВ 
    Ресиверы с монитором 
    DVD-ресиверы 
    Видеомагнитофоны 
    AV-мастеры 
    DVD-чейнджеры 
    ТВ-тюнеры 
 • Инсталляции 
 • Интересные ссылки 
 • Интересные статьи 


Статьи

Статьи » Инсталляции »

Системы. Audi 100. Скрипач на крышке

25.05.12, Журнал "Автозвук"

Когда на исходе XIX века Шолом-Алейхем, известный еврейский писатель, положил ещё одну рукопись в папку, он и предположить не мог, как обойдётся время с этой стопкой исписанных страниц. Рассказы-монологи главного героя, молочника Тевье, стали классикой мировой литературы и послужили пищей не одному поколению театральных постановок, кинематографических экранизаций и музыкальных композиций. Со временем даже оригинальное название сборника — «Тевье-молочник» — было почти забыто, уступив место «Скрипачу на крыше», хотя про скрипку у Шолом-Алейхема нет ни единого слова.
Чтобы смягчить праведный гнев правообладателей оригинального произведения и избавить наших творчески настроенных современников от подозрений в плагиате, находчивое человечество давно придумало примирительную фразу — «по мотивам». Мюзикл по мотивам повести, экранизация по мотивам мюзикла — так и живут гениальные рассказы Шолом-Алейхема уже больше 100 лет.
Евгений Лабузо, отдавая капот своей Audi 100 под аэрограф художника, вовсе не претендовал на творческое наследие Шолом-Алейхема и свою трактовку молочного бизнеса Тевье. Просто скрипка для нас — это олицетворение живой музыки, и сухое математическое обоснование такого утверждения имеет очень простое объяснение. Диапазон звуковых частот, извлекаемых музыкантом из инструмента, лежит в области наибольшей чувствительности человеческого уха, которая, как вы знаете, совпадает с усреднённым диапазоном звуковых частот человеческого голоса. Как всё логично и бездушно...
Но нет, и здесь найдётся место для эмоций. Изображение немолодого скрипача, погружённого в стихию музыки, вышло с почти фотографической точностью из-под руки художника-любителя, для которого аэрограф — это повод отдохнуть от врачебных будней. Как отдыхал до 2000 года сам Евгений, нам не известно, но совершенно точно можно сказать, что в списке увлечений автозвук не значился. Диспозиция увлечений и хобби сильно деформировалась после случайного визита в воронежскую автозвуковую студию «Динамик», к Андрею Новозенко, который и «поделился» с Евгением небольшой долей имеющегося у него штамма вируса мобильного звука. Так Тевье, промышлявший до поры до времени дровяным бизнесом, взялся подвезти до дому двух заплутавших в лесу дамочек и неожиданно для себя оказался в иной отрасли. Случалось такое, выходит, и уже не раз...
Основная идея, на которой зиждется мобильный звук в Audi 100 — высокая неискажённая громкость звучания. И необходима она потому, что сам четырёхколёсный носитель сильно отличается от своих собратьев-двойников по заводскому конвейеру. Поскольку машина прошла подготовку для быстрой и динамичной езды, включая доработку двигателя, прямоточный выпуск и настройку подвески, то уровень дорожных шумов стал выше обычного. И применение специальных покрышек Yokohama AVS dB, и вибродемпфирование с шумоизоляцией «по кругу» (а панели пола так вообще в три «круга») не сильно ослабило «голос» доработанной Audi. Значит, чтобы его перекричать и при этом не охрипнуть, необходим адекватный энергетический потенциал усилителей и акустики. И он не покажется лишним, если слушать, как Евгений, Supertramp, Genesis и Deep Purple.
Чтобы получить краску-хамелеон, Евгений сам смешивал компоненты в нужных пропорциях. На окончательную отделку кузова Audi ушло шесть (!) килограммов лака
CD-ресивер без затей установлен в отведённое ему место
Даже применение «наших», автозвуковых покрышек не смогло погасить весь спектр дорожных шумов доработанной машины
Ручка слева — это не дистанционный регулятор баса, а всего лишь штатный прикуриватель
Пищалка и купольник максимально сближены друг с другом
Сухость звучания в прямом излучении заставила немного поступиться «воздухом» на верхушке диапазона
Только при взгляде издалека становится ясно, мидбас какого размера стоит в двери
Какие практические выводы следуют из такой постановки задачи? А вот какие. Классическая процессорная система с трёхполосным фронтом активной фильтрации оказалась укомплектована мидбасами Morel Elate SW 9 размером... правильно, именно 9 дюймов и 68-литровым сабвуфером-фазоинвертором на сдвоенных головках Morel HCW 10. Весь низкочастотный диапазон ниже 500 Гц поделён на две части — всё, что ниже 50 Гц, считается суббасом и воспроизводится «десятками» Morel, а всё, что выше частоты переменного тока домашней электрической сети, переваривают дверные «девятки».
Шансов услышать рабочие шумы автомобиля, находясь в салоне — практически никаких. Басовый потенциал, который не способна замаскировать хоть дважды прямоточная выпускная система, поддержан отдельным моноблоком Xtant X1001 для сабвуферных головок и парой 3-канальных усилителей Xtant X603, по одному на каждый борт. Трёхканальные изделия серии X оснащены третьим каналом повышенной мощности, полученным мостовым включением двух обычных прямо на заводе, и это хорошо согласуется с распределением мощностей в трёхполосной системе.
Передача звукового диапазона в зоне максимальной чувствительности человеческого слуха отдана целиком на откуп купольным динамикам Morel CDM 54, компонентам с особенностями, но объяснимыми и, главное, проверенными. Активная фильтрация, применённая в системе, ограничивает среднечастотный диапазон значениями 800 Гц и 6,3 кГц. Выбор нижнего значения «в отрыве» от края низкочастотного диапазона связан с резонансным горбом купольника на частоте около 650 Гц. Сдвинув частоту среза выше, удаётся получить гладкую суммарную АЧХ системы в области стыковки двух частотных диапазонов, низких и средних частот.
Раз уж заговорили резонансные горбы, то самое время сказать пару слов о том, как настраивалась система. Каждая рабочая полоса обмерялась спектроанализатором индивидуально, при отключенных других, и положении всех регуляторов «в ноль». Полученный результат оценивался с точки зрения максимальных возможностей динамиков по полосе воспроизводимых частот и неравномерности АЧХ в этой полосе. Например, резонансный горб, уже упомянутый выше, или недюжинная басовитость фронтальных мидбасов, которая, однако, простиралась до 20 Гц только на небольшой громкости. Затем выбирались частоты среза фильтров и крутизна спада их АЧХ, и только потом в дело шёл эквалайзер, единственная коррекция которого уменьшает сигнал на 8 дБ на частоте 250 Гц для устранения резонанса салона.
Поведение пищалки Morel MT-22 на частоте 6,3 кГц никаких сюрпризов за собой не несёт, поэтому средне-высокочастотный «стык» сделан без зазоров.
Новый подиум «малюток» Elate состыкован с заводским дверным карманом
Когда-нибудь, наверное, инженеры сделают усилитель Xtant именно такого размера, пока это всего лишь декоративная крышка
Породистый чейнджер укрыт от багажных невзгод специальной крышкой с окном
Установленным нагишом усилителям не грозит тепловой удар даже самым жарким летом
Автоматические предохранители нужны не только для защиты от замыканий, но и удобны для настройки
Главный предохранитель соответствующего номинала установлен прямо на аккумуляторе под капотом машины
Межблочник и сильноточка пересекаются под прямым углом для уменьшения наводок, ну а защитные крышки — куда ж без них

Все три усилителя, нашедшие своё место в Audi, включены «прямотоком», в обход цепей фильтрации. Вернее, не в обход, а в отсутствие: традиционно в усилителях Xtant кроссоверы реализованы в виде сменных модулей, устанавливаемых на основную плату. Нет модулей — нет ни фильтров, ни следа их, усилительный тракт становится максимально чистым, прямым и коротким. А все задачи по формированию частотных полос, введению временных задержек и смене полярности сигнала решает звуковой процессор Pioneer DEQ-P9, работающий в паре с головным устройством Pioneer DEX-P9R. Среди источников присутствует и CD-чейнджер Pioneer CDX-P2050, «тот самый», 24-битовый, с голосовым управлением, который, однако, понимать нашу речь (или наш акцент, кто их разберёт) напрочь отказался. Впрочем, свою основную функцию — формирование качественного сигнала — он выполняет исправно, а дорожку или диск можно и кнопкой переключить. Чтобы результат 24-битовой обработки не «потерялся» в длинном стандартном кабеле Pioneer, Евгений пустил аудиосигнал между чейнджером и CD-ресивером по отдельному породистому межблочнику. Для подключения RCA-вилок на «голове» пришлось конвертировать линейные выходы во входы, а на чейнджере просто смонтировать колодку с двумя выходными гнёздами.
В передней части салона установлены только самые необходимые компоненты звуковой системы — это «голова» и по три фронтальных динамика слева и справа от водителя. Остальные «узлы и детали» автозвукового назначения помещены в багажном отсеке, несколькими группами, в соответствии со своей специализацией.
Пищалки MT-22 смонтированы в стойках, практически у самого их основания. Несмотря на «процессорную» сущность системы, положение оси излучения динамиков явилось плодом компромисса между излишней сухостью звучания при ориентации на ближнего слушателя и ранним спадом на верхушке звукового диапазона при повороте на дальнего. Евгений остановился на варианте ближе ко второму, смирившись с дефицитом «воздуха».
Совсем рядом с пищалками, в самых углах торпедо, установлены среднечастотники CDM 54. Корпуса купольников немного наклонены в салон, и за счёт широкой диаграммы направленности они работают практически на прямом излучении. Характерная для подобной конструкции динамиков «своя» акустическая камера избавила от необходимости выгораживать внутри передней панели какой-либо акустический объём и позволила сохранить патрубки и дефлекторы вентиляции обдува боковых стёкол, приспособление для нашего климата немаловажное.
Широко известная в установочных кругах враждебность конструкции передних дверей Audi задала задачу при монтаже мидбасовых «малюток» Elate SW 9. Только удалив полностью внутренний каркас и часть металлической обшивки двери — сохранилась только штанга электростеклоподъёмника, — установщикам из «Динамика» удалось разместить «девятки» на запланированном для них месте. Для наружного оформления дверную декоративную обшивку распилили на части, установили основание из фанеры, оформили подиум из гашёной монтажной пены и затем пристыковали укороченный заводской карман. Сверху на готовую основу положили ярко-синий карпет и чёрную кожу с синей строчкой.
Высота короба для усилителей, который лежит на полу багажника, была принудительно ограничена соображениями функционального назначения отсека. Поэтому уcилительным устройствам Xtant пришлось «раздеться», чтобы пройти по высоте в новый, общий корпус. Стриптиз явно пошёл компонентам на пользу, тепловой режим выходных каскадов и импульсных блоков питания вышел настолько щадящим, что встроенные вентиляторы пришлось ограничить режимом малых оборотов, чтобы ускорить выход на номинальный тепловой режим.
Площадь пола багажника оказалась такой большой, что позволила поместить в усилительный корпус и процессорный блок, и дистрибьютор-конденсатор. В роли последнего в «Динамике» традиционно применяли изделия курской мануфактуры углеродных емкостей — первоисточник многих многофарадных конденсаторов, которые остальной мир видит под известными марками. В этот раз поставили под известной — Phoenix Gold. Общая на всю начинку декоративная крышка повторяет мотивы полированных корпусов и шестигранных отверстий Xtant.
Жилищный вопрос повлиял и на сабвуферную группировку, смонтированную за спинкой заднего сиденья. Высота передней стенки сабвуфера определила калибр суббасовых излучателей, а они, в свою очередь, задали вариант акустического оформления с фазиком, вернее, с двумя. По мнению Евгения, сабвуферная «десятка» — не лучший вариант для работы в закрытом ящике, для него предпочтительнее динамик на калибр больше. А уж если в дело пошёл «десятый номер» с вентиляцией, то он должен быть реализован по самому музыкальному варианту. Головки HCW 10 соединены последовательно и работают в общем объёме, равном, напомню, 68 литров, запасы мощности моноблока позволили легко переварить такой вариант реализации саба. В процессоре сформирована суббасовая рабочая полоса от 20 до 50 Гц с крутизной спада АЧХ фильтра инфранизких частот 36 дБ/окт., а фильтра НЧ — 24 дБ/окт. Если посмотреть таблицы результатов спортивных состязаний 2004 года в категории «Любитель, без ограничений», то верность конструкции и настроек сомнений не вызывает.
Исполнители, диски которых владелец машины особенно часто слушает — это далеко не вся широта репертуара, на которую способна звуковая система. Во время настройки Евгению довелось погонять самые разножанровые пластинки, много слушал джаз, классический и современный, блюз, инструментальный рок. Звучание усилителей Xtant на сложных композициях, с большим числом инструментов, производит впечатление жёсткого, в отличие от предыдущего варианта усилительной секции. Однако что касается детальности, то нынешний комплект усилителей даёт такое звуковое разрешение, что иногда возникают трудности с носителем сигнала — хочется просто выкинуть записанный кое-где и кое-как компакт-диск. В результате музыкальная коллекция в Audi стала потихоньку дрейфовать в сторону жанров, исполнители которых и студии, на которых они записываются, традиционно выполняют свою работу более профессионально. Кто знает, что мы теряем и где потом находим, истина, достойная неунывающего Тевье.

ТИП СИСТЕМЫ: аудио
СОСТАВ: 3-полосный фронт + сабвуфер
ИСТОЧНИКИ: Pioneer DEX-P9R, CDX-P2050
ПРОЦЕССОР: Pioneer DEQ-P9
УСИЛИТЕЛИ: Xtant X603, X100
АКУСТИКА: Morel MT-22, CDM 54, Elate SW 9
САБВУФЕРЫ: Morel HCW 10

Евгений ЛАБУЗО и студия «Динамик» ( Воронеж )

Источник: журнал Автозвук, 12/2004.

Обсудить в форуме 

Материалы по теме
Статьи:Новости:
 Неместные. Audi A6. Переход через ноль
 Системы. VW Passat B6. Третий способ
 Системы. Toyota Camry. Академия художеств
 Audi оснастят хотспотом
 GenShock от Levant Power
 Мотошлем с зеркалом заднего вида



© 2003 Клуб 12 вольт. При использовании материалов сайта гиперссылка на "Клуб 12 вольт" обязательна.
По вопросам рекламы обращайтесь на info@12v-club.ru
Разработка сайта, продвижение сайта: Студия «Индико»
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru