• Форум  
 • Автозвук 
    Автомагнитолы 
    MP3 ресиверы 
    Усилители 
    Антенны 
    Коаксиальная акустика 
    Компонентная акустика 
    Сабвуферы 
    CD-чейнджеры 
    MD ресиверы 
 • Защита от угона 
    Автосигнализации 
    Датчики 
    Пейджеры 
    Иммобилайзеры 
    Замки 
    Сирены 
    Модули и блоки 
    Брелки 
 • GPS навигация 
    Навигационные системы 
 • Телефония и авто 
    Громкая связь 
 • Автоэлектрика 
    Диагностика 
    Ксенон 
    Парктроники 
    Дополнительная оптика 
    Преобразователи напряжения 
    Автомобильные люки 
    Аксессуары 
 • Юмор 
 • Видео 
    LCD мониторы и ТВ 
    Ресиверы с монитором 
    DVD-ресиверы 
    Видеомагнитофоны 
    AV-мастеры 
    DVD-чейнджеры 
    ТВ-тюнеры 
 • Инсталляции 
 • Интересные ссылки 
 • Интересные статьи 


Статьи

Статьи » Инсталляции »

Системы. Ford Focus. Black'n'Black

28.05.12, Журнал "Автозвук"

Уважаемый Генри Форд осчастливил этот мир многими заметными деяниями: известная марка автомобиля, конвейерная сборка и уже ставшая общим местом фраза про «любой цвет, если он чёрный». Нынешние «Форды» тоже случаются чёрные, но уже добровольно и по причинам эстетического порядка. У наших фотографа и главного художника к этому колеру свое, сугубо профессиональное отношение, у первого оно связано с непростой техникой съёмки чёрных автомобилей с чёрным же салоном, у второго — с возмутительной скупостью чёрно-белого изображения в полноцветном издании. А что делать, имеют право, эстетика — это не математика, наука не точная, хотя законы свои имеет.
Это как у нас, в мобильном звуке, есть и типовые схемы систем, и закон Ома на месте, и даже теорема Котельникова имеется, а где начинается прослушивание — там сплошная эстетика, где бас может оказаться рыхлым, верх прозрачным, сигнал зажатым, а сцена — глубокой. Или в иных эстетических сочетаниях.
Чтобы не попасть под перекрёстный огонь адептов инструментальной и субъективистской крайностей автозвука, владелец Ford Focus подошел к вопросу с третьей стороны, прагматической. Он объявил на страницах конференции популярного автосайта своего рода тендер. Мол, так и так, хочу слышать это и вот это, у кого предложение лучше? Тендер выиграл «АВТО-ТАЙМ», с которым и завязалась переписка по электронной почте, и после детальных консультаций хозяин машины смог сам выбрать и приобрести компоненты будущей системы.
А будущая система должна была озвучить автомобиль: а) «на каждый день», б) с кузовом хетчбэк, в) в жанрах современного отечественного рока и инструментальной музыки. Такой непростой коктейль оказался под силу классической, как черный цвет «Форда», системе на базе одного усилителя по схеме «фронт + тыл + сабвуфер».
Компоненты размещены по схеме, которую непременно поддержали бы в техническом отделе Ford Motors.
НЧ-динамики фронта и тыловые коаксиалы расположены в местах установки заводских динамиков и закрыты большими сетками заводского же разлива.
Антигравий придал поверхности характерную фактуру «апельсиновая корка» или «шагреневая кожа», смотря что имели в виду на заводе.
Чёрным карпетом отделана и фальшпанель усилителя, и спинка дивана. Последняя в заводской комплектации щеголяла голым металлом.
Корпус сабвуфера изготовлен из 15-миллиметровой фанеры, криволинейные поверхности «аппроксимированы» небольшими фанерными сегментами.
CD-ресивер Sony CDX-MP80 формирует звуковой сигнал, извлекая его из эфира и с дисковых носителей сжатых и несжатых форматов записи. Усиление сигнала фронтальной и сабвуферной частей системы выполняет четырёхканальный Xtant 4.4. Компоненты двухполосного фронта Morel Hybrid 6 подключены к усилителю через кроссоверы индивидуального изготовления, которые заказчик приобрёл отдельно и самостоятельно. Ситуация для прежних серий Morel не редкая, до недавнего времени штатные кроссоверы Morel уступали по уровню собственным головкам. Сабвуфер Xtant X1044 калибра 10 дюймов обеспечивает нагрузку 8 Ом для второй пары каналов усилителя в мосту. Последовательное включение 4-омных катушек наиболее популярно для систем без завышенных требований к мощности излучения в суббасовой части спектра, но с настойчивыми пожеланиями качественного его воспроизведения.
Сигнал на тыловую часть системы поступает напрямую со встроенных усилителей головного устройства, мощности которых для подзвучки (а не клубного «звука вокруг») вполне достаточно. Акустика тыла выбрана из недорогих коаксиальных излучателей Lightning Audio серии Bolt. Калибр излучателей не самый распространенный, 5 х 7 дюймов, к нему у «Форда» открылось какое-то необъяснимое пристрастие, и под него затеяны штатные места.
Кабельное хозяйство изготовлено из плоских акустических проводов NeoTech, с сечением, эквивалентным диаметру 2,5 мм на жилу, межблочников Phoenix Gold из серии «две витые пары в общем экране» и силовых проводов восьмого калибра. Почему восьмого? Потому что проложены они по два, рядышком. Два провода меньшего сечения проложить проще, ситуация почти как с плоским кабелем.
Конструкция системы, как и электрическая схема, выдержана в классических интонациях, все компоненты размещены по схеме, которую непременно поддержали бы в техническом отделе Ford Motors. Головное устройство заняло гнездо на передней панели, НЧ-динамики фронта и тыловые коаксиалы размещены в дверях, в местах установки заводских динамиков, и закрыты большими сетками заводского же разлива.
Кроме упомянутых заготовок поддержки «от Форда» больше не предвиделось, поэтому двери акустически нейтрализовали по всем трём плоскостям. Наружную, металлическую обшивку двери «дополнили» изнутри тонкой и мягкой виброизоляцией, с которой удобно работать через технологические окна. Внутреннюю поверхность укатали толстыми и жёсткими листами, закрыв эти же окна наглухо. Для «обеззвучивания» декоративной обшивки был определён тонкий вспененный полиэтилен, который неплохо гасит посторонние призвуки. Акустические головки смонтированы в штатных отверстиях 5 х 7 через фанерные переходники, приклеенные жидкими гвоздями.
Пока на конвейере не освоили правильные, под пищалки, подиумы на передних стойках и не озаботились аудиоподготовкой багажника для монтажа усилителя и малозаметного сабвуфера, эту работу с успехом выполнили установщики.
Гладкое сопряжение крупных морелевских пищалок с фордовскими накладками сформировали из «волосянки». Затем, после вышкуривания, в дело пошёл антигравий для придания поверхности характерной фактуры «апельсиновая корка» или «шагреневая кожа», это смотря что имели в виду на заводе, создавая такую фактуру. На заключительном этапе готовые подиумы вместе с защитными сетками задули краской, подобранной по цвету в рамках кооперации с соседней кузовной мастерской. Ориентация шёлковых излучателей ВЧ-секции фронта большого значения для формирования звуковой сцены не имеет, таково мнение специалистов студии. Небесспорное, кстати, но имеющее прочную опору на удачные результаты его практического применения. Главная задача при ориентации таких купольников (согласно тому же мнению) — не допустить привязки к ближнему излучателю путем выравнивания баланса громкости правого и левого канала. Чего и достигли небольшим поворотом осей излучения по горизонтали на лобовое стекло и по вертикали на внутрисалонное зеркало.
Корпус сабвуфера изготовлен из 15-миллиметровой фанеры с дополнительным слоем в месте монтажа динамической головки. Криволинейные поверхности внутренней части крыла и колёсной арки «аппроксимированы» небольшими фанерными сегментами, склеенными на вездесущих жидких гвоздях. Акустическое оформление — закрытый ящик объёмом 17 л, целиком заполненный распушенным синтепоном. Уже на этапе прослушивания по просьбе заказчика около половины синтепона было изъято для того, чтобы суббас звучал более жёстко, нежели академично. Снаружи ящик излучателя отделан чёрным карпетом, таким же, как и весь багажник, включая фальшпанель усилителя и заднюю стенку спинки дивана. Последняя в заводской комплектации щеголяла голым металлом. Естественно, чёрного цвета — Г. Форд, автомобили, конвейер, краска, помните, да?
Настройка системы включала лишь две крупные операции, обе выполнялись на слух, но с применением испытательных сигналов с диска «Let’s test!» На 23 дорожке этого диска записан тон переменной частоты 40 — 95 Гц с шагом 5 Гц каждые пять секунд. Первое (и главное) — стыковка тылового суббаса с фронтальным мидбасом. Сначала отключили фронтальные каналы и встроенные фильтры головы, чтобы под ногами не путались. Затем на слух, фильтрами усилителя установили частоту среза саба примерно 78 Гц. Почему 78? Потом будет понятно. После этого попросили сабвуфер помолчать, зато подключили фронт. Вновь 23-я дорожка и настройка на слух, но теперь уже фильтров ВЧ на волшебные 78 Гц. Когда с частотами закончили и восстановили подключение саба — всё внимание изменению громкости при переходе эстафеты от суббаса к мидбасу. Обнаруженные колебания громкости компенсировали, в первую очередь, регуляторами чувствительности, а во вторую — очень небольшой и осторожной подстройкой частоты среза ФВЧ. И когда всё встало на свои места (в первом приближении), включили встроенные фильтры головного устройства, частоты среза которых фиксированы. Как раз 78 Гц. Так и получился для фронта настроенный кроссовер 4-го порядка из двух 2-го, а для сабвуфера — 6-го, ведь в усилителе кривая ФНЧ имеет спад 24 дБ/окт.
Вторая настройка, тыловой подзвучки, делалась уже на реальном музыкальном материале путем постепенного уменьшения громкости тыловых каналов на головном устройстве. Момент пропадания источника звука в задней части салона и появления ощущения «эха помещения» и был правильным соотношением громкости фронта и тыла. Само собой разумеется, что это соотношение верно только для водителя и переднего пассажира.

ИСТОЧНИК: Sony CDX-MP80
УСИЛИТЕЛЬ: Xtant 4.4
АКУСТИКА: Morel Hybrid 6, MT-3, Lightning Audio B1.57.2
САБВУФЕР: Xtant X1044

СТУДИЯ:«АВТО-ТАЙМ»

Источник: журнал Автозвук, 04/2004. Рубрику ведет Сергей Гаврилюк

Обсудить в форуме 

Материалы по теме
Статьи:Новости:
 Неместные. Audi A6. Переход через ноль
 Системы. VW Passat B6. Третий способ
 Системы. Toyota Camry. Академия художеств
 Audi оснастят хотспотом
 GenShock от Levant Power
 Мотошлем с зеркалом заднего вида



© 2003 Клуб 12 вольт. При использовании материалов сайта гиперссылка на "Клуб 12 вольт" обязательна.
По вопросам рекламы обращайтесь на info@12v-club.ru
Разработка сайта, продвижение сайта: Студия «Индико»
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru