• Форум  
 • Автозвук 
    Автомагнитолы 
    MP3 ресиверы 
    Усилители 
    Антенны 
    Коаксиальная акустика 
    Компонентная акустика 
    Сабвуферы 
    CD-чейнджеры 
    MD ресиверы 
 • Защита от угона 
    Автосигнализации 
    Датчики 
    Пейджеры 
    Иммобилайзеры 
    Замки 
    Сирены 
    Модули и блоки 
    Брелки 
 • GPS навигация 
    Навигационные системы 
 • Телефония и авто 
    Громкая связь 
 • Автоэлектрика 
    Диагностика 
    Ксенон 
    Парктроники 
    Дополнительная оптика 
    Преобразователи напряжения 
    Автомобильные люки 
    Аксессуары 
 • Юмор 
 • Видео 
    LCD мониторы и ТВ 
    Ресиверы с монитором 
    DVD-ресиверы 
    Видеомагнитофоны 
    AV-мастеры 
    DVD-чейнджеры 
    ТВ-тюнеры 
 • Инсталляции 
 • Интересные ссылки 
 • Интересные статьи 


Статьи

Статьи » Инсталляции »

Системы. Volvo S40. Загадки душ

20.06.12, Журнал "Автозвук"

Шведам есть чем удивить остальное человечество. Одна конституционная монархия пополам с социализмом чего стоит. Или знаменитые на весь мир стол и семья...

Я не могу предсказать действий России.
Это головоломка, завернутая в тайну, завернутую в загадку.
Уинстон Черчилль
Загадочная русская душа...
Коль вы друзья, скажу вам по секрету:
Вся тайна в том, что тайны вовсе нету,
Открытостью она и хороша.
Евгений Долматовский

Но южные соседи шведам готовы дать очков сто вперёд. Будет швед переделывать абсолютно новый и недешёвый автомобиль? Особенно если автомобиль шведский? А русский будет. Особенно если автомобиль шведский. Особенно если шведы начнут ему мешать это делать.
Поединок загадочных душ начался почти сразу. Дело в том, что автомобили этой модели не снабжают навигационной системой, если в комплектации предусмотрена люксовая аудиосистема с телефоном. Котлеты с картошкой. Тефтели с рисом. Менять — нельзя. Объединять — тем более. Загадочная шведская душа. Но что шведам нельзя, русским — только подавай.
Поскольку вся периферия в Volvo абсолютно лишена суверенитета и находится под жёстким контролем бортового компьютера (а это уже абсолютная монархия), то добавить что-либо «родное», но не прописанное в конфигурации автомобиля почти нереально. Бортового диктатора приходится почтительно уговаривать, нажим здесь бесполезен.
Шведов тоже пришлось уговаривать, причём на достаточно высоком уровне — к счастью, короля беспокоить не требовалось. Спецконфигурацию компьютера для «загадочных душ» подготовили за месяц, в Москве установили недостающие элементы навигации — и автомобиль был готов к следующему этапу своей биографии. Вы уже догадались, к какому?
«Родная» аудиосистема премиум-класса включала в себя ресивер с шестидисковым чейнджером, интегрированный туда же парктроник, телефон и аудиосистему ProLogic II (фронт, тыл и центральный канал, но без сабвуфера). Конструктивное исполнение — двухблочное. В «летящей» передней панели — транспорт, управление и тюнер. В левом заднем крыле — усилитель со встроенным звуковым процессором и пятиканальным ЦАПом. Двусторонняя связь между блоками — по оптоволоконной линии. Усилитель импульсный, громкий, не без этого. Но не более того. Все динамики — Dynaudio. Широкополосные...
В какой-то старой рекламе было: «Кофе из Европы? В Европе не растёт кофе...» Если мне предложат поверить, что звуковые катушки этих динамиков вручную мотают на фабрике в Скандерборге, а потом одни идут в «Эвиденсы» и «Сапфиры», а другие — в Volvo и VW, я, пожалуй, поблагодарю за предложение, но не поверю.
Басовый регулятор справа от рулевой колонки не нарушает стилистики салона
Тач-панель и пульт управления навигацией в центральной консоли...
...и штатный моторизованный монитор
Вопрос о штатных местах даже не поднимался, всё — с нуля
СЧ и ВЧ в этом комплекте — почти одинаковых габаритов и работают в одинаковом оформлении, то есть — без него
Полсекунды требуется опытному глазу, чтобыувидеть: НЧ-звено фронта — в фазоинверторе
У мидбаса тыла оформление — ЗЯ, в двери он живёт один. Потом увидите, почему
ВЧ-излучатели каналов Surround вынесены в задние стойки, для технологии ProLogic II это предпочтительнее
Самый крупный из «Аудисонов», шестиканальный, поселился на задней полке
Под задней полкой, но со стороны багажника, расположились процессоры

Решение было очевидным — сохранив штатный источник сигнала со всеми его комплексными функциями, полностью переделать тракт усилителей и акустики, а также изменить расположение динамиков. Никаких «кусочных ампутаций», никаких «штатных мест». Лучшие компоненты, лучшие места, лучшая отделка. Фронт — трёхполосный, тыл и центр — двухполосные. Каждому динамику — свой усилитель.
Предпочтения оформились быстро. Если вы уже прочли список компонентов, то я вас обрадую — он неполон. Кое-что из электронных блоков, не упомянутое в списке, было изготовлено специально для этого проекта в единственном экземпляре. И вряд ли будет повторено, такие проекты не повторяются. Но об этих блоках — в своё время.
Строительство системы начали с размещения динамиков. Фронт трёхполосный, на основе комплекта Morel Elate-6/3 без кроссоверов. Относительно просто было с пищалками — их встроили в треугольники зеркал, но и здесь простота довольно условна, хотя бы потому, что пищалки Supremo названы Piccolo как-то довольно опрометчиво. Кроме того, по штату в этих треугольничках стояли индикаторные светодиоды системы Blitz (она реагирует на потенциально опасные объекты в мёртвых зонах). Светодиоды пришлось перенести и попутно заменить более яркими. Купольные среднечастотники встали рядышком в элегантных «лопушках», благо динамики купольные, выгораживать объём не потребовалось. Хоть так...
С точки зрения банальной географии мидбас установлен в двери «почти по-штатному». Это если не приглядываться. Если хоть на секунду задержать тренированный взгляд, в его поле зрения попадёт порт фазоинвертора на месте бывшего кармана. Никаких подиумов тут нет в помине — для мидбаса изготовили фазоинверторный корпус. Он конструктивно независим, закреплён на двери болтами, доработанная штатная облицовка стыкуется с корпусом по периметру.
Динамик центрального канала оставили штатный, но дополнили его пищалкой Morel MT-23, и с ней работает единственный в системе пассивный кроссовер. В данном случае принципами не поступались, уровень сигнала в центральном канале невелик, искажений можно не бояться. Оба излучателя центрального канала закрыты общей сеткой.
Тыл двухполосный, на Morel Dotech Ovation 6. Тоже без кроссоверов. В отличие от фронта, все излучатели которого установлены максимально близко друг к другу, здесь они разнесены на довольно приличное расстояние: мидбас в нижней части задней двери (тоже в индивидуальном оформлении), а пищалка — на задней стойке. Не спешите критиковать, а вспомните лучше тип системы объёмного звучания: ProLogic II.
Когда создавалась ProLogic II, многоканальные цифровые записи жили ещё в будущем, и сигнал для тыловых каналов (в смысле surround) искусственно извлекали из стереосигналов левого и правого каналов. Причём в основе технологии лежало вычитание синфазных составляющих, из левого канала вычитали часть правого, из правого — часть левого, немножко это обрабатывали фильтрами, автоматически подгоняли по уровню, в поздних версиях добавляли эхо. Полученный сигнал в чистом виде слушать не стоит, слух протестует. А вместе с фронтом появляются объём и эффект зала. В современной версии это реализовано в цифровом процессоре, степень обработки и глубина эффекта регулируется. И пространственное звучание можно получить от любой стереозаписи, не только формата 5.1, так что система ProLogic II ещё поживёт.
Из аудиокомпонентов на полу багажника — только «маленький-удаленький», остальное — дорожные принадлежности
Два профессиональных «Беринджера» заняли места едва ли не больше, чем сабвуфер в компактном фазоинверторе. Места, впрочем, осталось вполне достаточно, и на полу багажника, и под ним
Для полного эффекта акустические системы канала Surround нужно устанавливать так, чтобы звук максимально рассеивался и не было его привязки к динамику. Здесь же взамен рассеяния увеличили расстояние от пищалки до мидбаса — с тем же эффектом.
Усилители — естественно, лучшего итальянского сорта Audison. Все отдельные — чтобы исключить любую возможность взаимного влияния каналов. Шестиканальный Audison VRx 6.420 работает на фронт, четырёхканальный VRx 4.300 — на тыл, моноблок VRx 1.500 — на сабвуфер. Маленький, но удаленький SRx 2 — на центральный канал. И все усилители (кроме центрального канала) — в режиме линейной АЧХ. Хотя кроссоверные модули для усилителей линейки VRx превосходны, все обработки сигнала решили делать в цифровом сигнальном процессоре. Точнее — в двух, как того требовала архитектура системы. Процессоры не совсем простые и совсем не автомобильные.
Профессиональные Behringer ULTRADRIVE PRO DCX2496 в рэковом студийном исполнении в студии Maxi Tech уже применяли, и результат стоил всех неудобств, связанных с их адаптацией к условиям эксплуатации в автомобиле.
Принцип разделения труда применили и к процессорам: один раскладывает по трём полосам фронтальные каналы, второй — по двум полосам тыловые, а также формирует сигнал сабвуфера из суммы низкочастотных фронтальных сигналов. Для каждого из µ 11 каналов независимо устанавливаются уровни, задержки, частота и крутизна среза, частотная коррекция. Память настроек энергонезависимая, мучительно обидно при отключении аккумулятора не будет.
Профессиональная техника, как известно даже иным непрофессионалам, работает с симметричными балансными линиями. С усилителями проблем нет — линейка VRx такими входами уже снабжена. Соединители, конечно, другого стандарта, но сигнальные кабели всё равно паять по месту. Проблема здесь в другом — где этот балансный сигнал взять?
Да где хоть какой-нибудь сигнал взять, когда кругом одна оптика? Сигналы высокого уровня с выхода штатного импульсного усилителя использовать не стали, потому что... извините, чуть не стал объяснять, почему, как будто неясно. Извлекли сигнал сразу после ЦАП в усилителе, получилось смешно и страшно. Смешной уровень сигнала, ниже 100 мВ, а страшно передавать его на расстояние больше 20 сантиметров... К тому же сигнал нужен с полной гальванической развязкой, иначе фон генератора в динамики всё же пролезает.
В результате в системе появился уникальный модуль — пятиканальный согласующий преобразователь. Он принимает входной небалансный сигнал низкого уровня, преобразует его в балансный высокого уровня и передаёт на усилители. И не просто передаёт — через винтажные сигнальные трансформаторы японского производства, сейчас такие уже не делают. Доводка этого узла продолжалась долго, версии 1,0, 2,0, 2,1 были забракованы, и только 3.0 удовлетворила всех.
Усилители Audison всегда отличались отменным аппетитом, поэтому для питания аудиосистемы установлен отдельный гелевый аккумулятор и суперконденсатор Soundstream SC-40C ёмкостью 40 Ф. Цепь питания соединяется с бортовой сетью только при работе двигателя при помощи силового реле, управляемого логической схемой собственной разработки. Кроме того, для принудительного отключения усилителей (сигнала remote нет в принципе, и для включения использован сигнал ACC) предусмотрен отдельный триггерный блок — тоже собственной разработки.
Большинство элементов системы, включая сабвуфер и аккумулятор, установлены в багажнике и на задней полке. Причём полезная площадь багажника сохранена, а эстетика — улучшена. Шестиканальный усилитель — сверху задней полки, четырёхканальник и моноблок подвешены под ней со стороны салона. С противоположной стороны — процессоры. Сабвуфер Peerless XXLS 10 в фазоинверторном оформлении объёмом 17 л установлен в левом крыле. В правом крыле — аккумулятор, суперконденсатор и силовое реле. На полу багажного отсека — хитрая многосекционная конструкция, в отсеках которой спрятались усилитель центрального канала, балансный преобразователь и преобразователь напряжения для питания процессоров. На оставшемся пространстве улеглось запасное колесо и другие полезные мелочи.
Как бы мне ни хотелось рассказать обо всём подробно (всё происходило на моих глазах, мне даже разрешили пару раз паяльником ткнуть, на ранних фазах проекта), но журнал не резиновый, поэтому остальные моменты изложу очень кратко. В систему добавили второй навигационный блок Phantom NaviBox, установили видеокоммутатор для перехода с одной навигационной системы на другую и тач-панель на центральной консоли — для управления навигацией, не бином Ньютона, что в Европе удобнее пользоваться штатной навигацией, а из номерных улиц Соколиной горы лучше выведет отечественная система.
Двери, салон и багажный отсек перешиты алькантарой, все компоненты закрыты крышками. Ряд элементов отделан под карбон. Для сабвуфера и аккумуляторного отсека изготовлены решётки с подсветкой. По нижнему краю передней панели и по контуру центральной консоли установлен световой шнур. Яркость подсветки изменяется регулятором слева от рулевой колонки. Такой же регулятор, но справа, изменяет уровень сабвуфера.
Настройка системы заняла немало времени, но всё же меньше, чем изготовление, растянувшееся на год с лишним. Для каждого из каналов необходимо было подобрать оптимальные уровень сигнала, полосу частот, крутизну среза, задержки. К счастью, делать это можно не только с панели процессора, но и через порт RS-232. Этот стандарт сейчас не в моде, и к процессорам добавили конверторы в протокол USB и вывели коннектор в бардачок. Настраивать систему с ноутбука неизмеримо удобнее.
Система получилась фантастически сложная, красивая и даже какая-то загадочная, как русская или шведская душа.

RTA
Вот поди пойми... если бы мне показали эту АЧХ, закрыв всё, что выше 1 килогерца, я бы поморщился. Если бы закрыли всё, что ниже килогерца, я бы не поверил. На низах довольно мощный подъём с максимумом на 80 — 100 Гц, ниже которого какой-то непривычно плавный, даже округлый, спад, с «выхлопом» на 31 Гц. Так причудливо наложилась передаточная функция салона на «фазоинверторную» АЧХ сабвуфера и аналогичную же АЧХ мидбаса. Выше АЧХ идёт более привычно, но с некоторой неравномерностью в области 300 — 800 Гц. А выше 1 кГц... Это вы сами видите. Таинственным образом на слух всё это складывается в очень благоприятную картину, здесь какая-то тайна шведской и русской душ...

SQ
Впечатление от прослушивания — самое благоприятное. Великолепный тональный баланс, мягкое и не напрягающее звучание во всех регистрах — и это притом что система ещё не разыгралась до конца, окончательная (или версии 2.0) настройка только предстоит. Долго хотел к чему-нибудь придраться, перебрал все треки с диска AMT — всё отлично: и разрешение, и глубина, и макро-, и микродинамика. Вот, нашёл: уровень баса можно бы и побольше, но для этого и ручка соответствующая есть...
SUM
Тип системы: аудио
Состав: 3-полосный фронт + 2-полосный тыл + 2-полосный центр + сабвуфер
Источник: ОЕМ
Процессоры: Behringer ULTRADRIVE PRO DCX2496 (2 шт.)
Усилители: Audison VRx 6.420, VRx 4.300, VRx 1.500, SRx 2
акустика: Morel Elate-6/3, Morel Dotech Ovation 6, Morel MT-23
Сабвуфер: Peerless XXLS 10

Студия: Maxi Tech
Руководитель проекта: Андрей Королёв

Источник: журнал Автозвук, 04/2012.

Обсудить в форуме 

Материалы по теме
Статьи:Новости:
 Неместные. Audi A6. Переход через ноль
 Системы. VW Passat B6. Третий способ
 Системы. Toyota Camry. Академия художеств
 Audi оснастят хотспотом
 GenShock от Levant Power
 Мотошлем с зеркалом заднего вида



© 2003 Клуб 12 вольт. При использовании материалов сайта гиперссылка на "Клуб 12 вольт" обязательна.
По вопросам рекламы обращайтесь на info@12v-club.ru
Разработка сайта, продвижение сайта: Студия «Индико»
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru