• Форум  
 • Автозвук 
    Автомагнитолы 
    MP3 ресиверы 
    Усилители 
    Антенны 
    Коаксиальная акустика 
    Компонентная акустика 
    Сабвуферы 
    CD-чейнджеры 
    MD ресиверы 
 • Защита от угона 
    Автосигнализации 
    Датчики 
    Пейджеры 
    Иммобилайзеры 
    Замки 
    Сирены 
    Модули и блоки 
    Брелки 
 • GPS навигация 
    Навигационные системы 
 • Телефония и авто 
    Громкая связь 
 • Автоэлектрика 
    Диагностика 
    Ксенон 
    Парктроники 
    Дополнительная оптика 
    Преобразователи напряжения 
    Автомобильные люки 
    Аксессуары 
 • Юмор 
 • Видео 
    LCD мониторы и ТВ 
    Ресиверы с монитором 
    DVD-ресиверы 
    Видеомагнитофоны 
    AV-мастеры 
    DVD-чейнджеры 
    ТВ-тюнеры 
 • Инсталляции 
 • Интересные ссылки 
 • Интересные статьи 


Статьи

Статьи » Инсталляции »

Своя игра. ВАЗ-21065. Пионерский отряд

13.08.12, Журнал "Автозвук"

Целый отряд «голов» этой марки перебывал в моей машине за её долгую автозвуковую жизнь. Наверное, мне повезло больше, чем тем, кто всё ещё ищет источник сигнала, пробуя звук Sony, JVC, Nakamichi или других известных и не очень производителей. Мне приходилось задумываться о новой «голове» только тогда, когда прочая часть системы начинала превосходить «голову» по аккуратности обращения со звуком.
Начало этому делу было положено, чтобы не соврать, около 9 лет назад, когда автомобиль только сошёл с конвейера и возникла идея послушать музыку, сидя за рулём. Редкие эпизоды помощи друзьям и знакомым по части установки автоприёмников стали серьёзным увлечением вместе с появлением в 1998 году специальной прессы этой тематики. В последнее время мне всё чаще помогает сын, тоже Николай, с которым мы вместе и делали призовую систему. С ней мы заняли 2-е место в классе «Любитель Звук до 300 Вт» на тульском этапе 2003 года. В 2004-м, на открытии сезона, в том же классе выше 5-го места подняться не удалось, соперники тратили зимние вечера не понапрасну, поэтому в следующий раз выйдем на арену только после серьёзной подготовки и работы над ошибками.
Мой автомобиль — самая что ни на есть рабочая лошадка на каждый день, поэтому каждое изменение автозвуковой начинки в первую очередь проходило оценку на удобство и функциональность. «Родная» передняя панель уступила место «семёрочной», в которой два воздушных сопла посередине как нельзя лучше подходят для установки «головы». Конечно, из-за новой панели пришлось сращивать два передних пучка передней проводки, но оно того стоило. Дверных обивок тоже перебывало целых три варианта, пока все излучатели не заняли подобающее им место.
Твитеры KEF и мидрейнджи DLS начали свою жизнь в салоне «шестёрки» на пластилиновых комках. Пришлось изрядно повозиться, чтобы найти для них нужное место и направить ось излучения куда надо. Но у нас только Вселенная бесконечна, поэтому в конце концов пищалки были закреплены возле середины стоек лобового стекла с ориентацией на дальнее ухо дальнего слушателя, а среднечастотники установлены в верхней части двери и направлены на середину форточки противоположной двери. Мидбасы PPI на пластилин не сажал, система всё-таки 3-полосная, а сразу сделал посадочное место с небольшим горизонтальным доворотом в сторону слушателей.
Монтаж пищалок выполнен традиционно, чашка прикреплена к заводской накладке и «зализана» шпаклёвкой. Поверх подготовленной поверхности я нанес тонкий слой монтажной пены, обтянутой винилом.

СЧ-динамики делят общий подиум с мидбасами, который сделан из 20-миллиметровой фанеры и двух монтажных колец из того же материала. Сверху излучатели закрыты накладкой, состыкованной с дверным карманом и обтянутой винилом поверх тонкого слоя пены. Повсеместное использование пены в качестве прослойки для винила несёт не только декоративные функции, но и, на мой взгляд, позволяет снизить травмоопасность жёстких монтажных конструкций, если случилось какое дорожное происшествие.
Магнитола стоит в «седьмой» панели на самом удобном месте, а чейнджер (его ибез фотоаппарата трудно увидеть) прикручен намертво к полу под сиденьемводителя
Вибродемпфирование и шумоизоляция «шестёрки» — это обязательные работы, на них грех экономить, поэтому обработал буквально весь кузов, включая моторный щит, двери, заднюю полку, задние крылья и даже панель багажника, которая очень отзывчива к сабвуферу. Кузовные конструкции задней полки зажал болтами в «бутерброд» между двумя слоями 20-миллиметровой фанеры, отделёнными от металла слоем герлена.
Снизу к «бутерброду» прикрепил корпус сабвуфера, а его верхнюю стенку сделал заведомо больше остального ящика, чтобы разместить крепёжные болты не изнутри, а снаружи ящика. Сам ящик был собран из той же фанеры 20 мм на эпоксидном клею и стянут шурупами. Все стыки и стенки ящика изнутри проклеены герленом и поверх него — тонким слоем синтепона.
Усилители: 1. СЧ-ВЧ. 2. Сабвуфер. 3. НЧ
В музыке отдаю предпочтение тем направлениям, в названии которых присутствует слово «рок» — хард-рок, арт-рок, хотя с удовольствием слушаю любую другую, но обязательно качественную музыку. Причём выбор музыкального носителя значения не имеет, «голова» — это достойная магнитола Pioneer KEH-P9700R, плюс к ней — CD-чейнджер CDX-P620. Для выбора такой связки была простая, но очень весомая причина — большая коллекция записей на компакт-кассетах, многие из которых иначе как уникальными не назовёшь.
Набор усилителей, которые составляют костяк активной части системы, подбирался ещё в те времена, когда широкие диапазоны регулировки фильтров были большой редкостью и стоили также на редкость дорого. Поэтому появившиеся доступные усилители PPI привлекли очень многих, в том числе и меня, именно своими широкодиапазонными кроссоверами.
Кстати, в поисках лучшего звука я как-то решил поменять старый сабвуферный динамик PPI на Crunch, даже новый ящик под него изготовил. А что в результате? Вернул PPI на место — по своей музыкальности он оказался намного впереди Crunch. Только хлопот себе добавил, новый 28-литровый ящик пришлось «ужимать» пенопластом до 21,5 литра, чтобы добиться нормального, без гула, звучания старой головки в новом оформлении.
Моторный отсек иномарки держать чистым ничего не стоит, там столько крышек, что двигателя не видно. А вы попробуйте поддерживать образцовую чистоту в отечественном авто ВАЗ-21065

Интересной показалась идея установки корректирующих пищалок в дополнение к основным. Практически всю звуковую картину формируют популярные в своё время купольные излучатели KEF, которые дают мягкий и точный звук на прямом излучении, очень жаль, что фирма больше не делает динамики для car audio. А за самую верхушку диапазона отвечают пара твитеров из двухполосного комплекта PPI. У них низкая чувствительность и широкая диаграмма, как раз то, что нужно, чтобы добавить «воздуха» на самой верхушке звукового диапазона.
Многих удивляет, что в системе нет ни одного буферного конденсатора. А я отвечу так: если есть чёткая специализация усилителей для работы в 2,5 полосы, то эти банки и не нужны. Ведь у каждого усилителя свой современный импульсный блок питания, который в состоянии с достаточным быстродействием отработать резкий всплеск тока в нагрузке. Это у многоканальных усилителей блок питания один на все каналы, который в некоторых случаях бывает необходимо подпереть костылём-конденсатором.
Как я настраивал систему? В этом нет никакой особой сложности, просто следует не торопясь обойти по кругу доступные регулировки и поставить звук на место. Сначала настраиваем СЧ и ВЧ-диапазоны, меняем усиление, частоту среза, может быть, полярность включения динамиков и добиваемся нужного положения звуковой сцены. Потом переходим к НЧ-динамикам и работаем с верхним и средним басом для гладкой стыковки с серединкой и работы без перегрузки. С нижним басом, то есть сабвуфером, главная задача — исключить локализацию, для чего придётся поиграть частотой среза ФНЧ и полярностью. После работы «в полосах» вся система отслушивается в полном диапазоне на хорошо известной музыке, и если что не так, осторожно вносим необходимые изменения, а набор движков и переключателей всё тот же. Если звук по-прежнему не нравится, значит, были допущены ошибки и просчёты на этапе размещения динамиков в салоне, может быть, придётся что-нибудь переделать.
А если уж звук понравился, то можно и народу показать, что получилось. Читаем правила, смотрим в календарь соревнований и — вперёд. Хотя правила лучше почитать ещё на «бумажном» этапе строительства системы, чтобы потом не пришлось всё монтировать и прокладывать заново или того хуже — терять очки во время выступления. Но это, как принято говорить, совсем другая история, уже не про пионерский отряд.

Настройки
Сабвуфер ФВЧ (сабсоник) 23 Гц 12 дБ/окт., ФНЧ 63 Гц 36 дБ/окт., в фазе
Мидбас ФВЧ 80 Гц 24 дБ/окт., ФНЧ 2000 Гц 24 дБ/окт., в противофазе

Мидрейндж плюс твитерФВЧ 2000 Гц 24 дБ/окт., в фазе

Частота раздела мидбас-мидрейндж выбрана довольно необычной, и я сейчас объясню, в чём дело. Встроенные в «голову» кроссоверы приспособлены для двухполосной системы с сабвуфером, и поэтому нижнюю границу второго частотного диапазона из трёх имеющихся сделать меньше 2 кГц не удалось, не хватало пределов регулировки. Поэтому я поступил следующим образом: подобрал хорошие басовитые динамики с ранним спадом АЧХ, поменял полярность включения, немного убавил усиление и ввёл коррекцию эквалайзером.

СОСТАВ СИСТЕМЫ:3-полосный фронт + сабвуфер
ИСТОЧНИКИ: Pioneer KEH-P9700R, CDX-P620
УСИЛИТЕЛИ: PPI 2120*, 2240*
АКУСТИКА: PPI 6.2*, DLS PS4, KEF
САБВУФЕРЫ: PPI C1 10.4

*Тесты «АЗ»
PPI 6.2 — №3/2001
PPI 2120 — №11/2000
PPI 2240 — №10/2001

Николай Дудкин
Источник: журнал Автозвук, 09/2004

Обсудить в форуме 

Материалы по теме
Статьи:Новости:
 Неместные. Audi A6. Переход через ноль
 Системы. VW Passat B6. Третий способ
 Системы. Toyota Camry. Академия художеств
 Audi оснастят хотспотом
 GenShock от Levant Power
 Мотошлем с зеркалом заднего вида



© 2003 Клуб 12 вольт. При использовании материалов сайта гиперссылка на "Клуб 12 вольт" обязательна.
По вопросам рекламы обращайтесь на info@12v-club.ru
Разработка сайта, продвижение сайта: Студия «Индико»
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru