• Форум  
 • Автозвук 
    Автомагнитолы 
    MP3 ресиверы 
    Усилители 
    Антенны 
    Коаксиальная акустика 
    Компонентная акустика 
    Сабвуферы 
    CD-чейнджеры 
    MD ресиверы 
 • Защита от угона 
    Автосигнализации 
    Датчики 
    Пейджеры 
    Иммобилайзеры 
    Замки 
    Сирены 
    Модули и блоки 
    Брелки 
 • GPS навигация 
    Навигационные системы 
 • Телефония и авто 
    Громкая связь 
 • Автоэлектрика 
    Диагностика 
    Ксенон 
    Парктроники 
    Дополнительная оптика 
    Преобразователи напряжения 
    Автомобильные люки 
    Аксессуары 
 • Юмор 
 • Видео 
    LCD мониторы и ТВ 
    Ресиверы с монитором 
    DVD-ресиверы 
    Видеомагнитофоны 
    AV-мастеры 
    DVD-чейнджеры 
    ТВ-тюнеры 
 • Инсталляции 
 • Интересные ссылки 
 • Интересные статьи 


Статьи

Статьи » Инсталляции »

Ставим фронтальные динамики

13.02.06, Журнал "Car & Music"

Ставим фронтальные динамики

ТЕКСТ ПАВЕЛ БЕЛИНСКИЙ

Сегодня мы приступим к очередному этапу инсталляции аудиосистемы в редакционный автомобиль „ВАЗ-2108" — размещению фронтальных акустических систем. Работать будем по все тем же принципам: быстро, грамотно, красиво. И без права на ошибку, потому что от способа установки фронтальных динамиков в первую очередь зависит итоговое качество звучания.


ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ

Напомним, что на роль фронтальных громкоговорителей мы выбрали двухкомпонентный комплект 16-см акустических систем Oris PS-16.2", неоспоримое достоинство которых — высококачественное звучание при невысокой стоимости. Итоги нашего сравнительного теста прошлого года показали, что в своей ценовой категории эти динамики лидируют с убедительным отрывом от всех конкурентов.

Еще одна причина, по которой выбрана именно эта модель АС, заключается в том, что параметры Тиле-Смолла НЧ/СЧ-головок комплекта свидетельствуют о том, что они наилучшим образом проявят себя при установке в двери — им не требуется ни изолированных корпусов, ни каких-либо других сложных в реализации приемов.


НЕОБХОДИМАЯ ТЕОРИЯ

Если не особенно углубляться в теорию акустики, то вкратце можно сказать следующее. Есть два основных типа 16-см НЧ/СЧ-головок, требующих, соответственно, двух видов акустического оформления. Зависит это от их электроакустических параметров. Первый тип хорошо чувствует себя в закрытых корпусах небольших объемов, порядка 3-7 л, и это будут отличные кандидаты для установки в кик-панелях (т. е. в ногах водителя и пассажира), организации центрального канала в мультимедийных системах и тыловых каналов при установке в задние стойки джипов и других двухобъемных или однообъемных кузовов. Если такие НЧ/СЧ-головки установить в двери, то им потребуется создать изолированный объем, в противном случае они будут звучать с явными погрешностями.


Второй тип динамиков гораздо более распространенный, его предназначение — работа на полный объем двери или багажника, т.е. в условиях бесконечного акустического экрана (free air). Для 16-см динамиков объем двери условно можно считать условиями „free air". Именно к такому типу и относятся наши динамики „Oris PS-16.2".


Есть еще динамики, которым лучше всего подходят корпуса с фазоинвертором, есть требующие организации панели акустического сопротивления (ПАС), но это уже экзотика — в массовых инсталляциях они используются крайне редко.


После того как мы определились с типом акустического оформления, надо подумать о правильной ориентации головок для достижения однородного звучания с правильным построением стереопанорамы. Тут очень много тонкостей, и решает все эксперимент. В двух словах: как НЧ/СЧ-головке, так и ВЧ-головке желательно находиться как можно ближе друг к другу, быть по возможности на равных расстояниях от точки прослушивания (т. е. головы водителя), а ориентация должна учитывать особенности характера звучания и возможность образования стоячих волн. На самом деле список гораздо объемнее — здесь только „азбука".


Поскольку у нас 2-компонентный комплект, то для НЧ/СЧ-головок ориентация особенно важна, потому что они воспроизводят самый важный для построения стереопанорамы среднечастотный диапазон. В 3-компонентных АС за СЧ-диапазон отвечают отдельные СЧ-головки, и здесь требования к ориентации мидбасовых излучателей уже не столь строгие.


Далее надо продумать общие вопросы установки любых динамиков: шумовиброизоляцию дверей, надежный способ крепления динамиков на монтажной поверхности и
меры по устранению факторов, влияющих на качество звучания, прежде всего — стоячих
волн. Про шумоизоляцию мы уже написали на первом этапе „Мастер-класса", а остальные вопросы рассмотрим сейчас.


ПРАКТИЧЕСКИЕ СООБРАЖЕНИЯ

Расположение излучателей комплекта „Oris" специалисты из студии „Car Systems" решили производить по традиционной, классической схеме: НЧ/СЧ-головки на подиумах внизу дверей, твитеры — на передних стойках.


С размещением 16-см головок в дверях „восьмерки" возникает проблема: подиум практически блокирует ручку открывания бокового стекла. Решается это тремя способами;отказом от ручки в пользу электростеклоподъемников, использованием 13-см динамиков или же изготовлением подиума, предельно смещенного вниз и изрядно выпяченного из-за сильного наклона. Мы выбрали первый вариант как самый удобный, к тому же позволяющий поднять уровень комфорта в машине. Тем более что сегодня найти стеклоподъемники — совсем не проблема, стоят они вполне умеренно.


НЧ/СЧ-головки будем монтировать на мощных установочных кольцах, с ориентацией на ручку КПП, т. е. с наклоном чуть вверх и назад. С наружной стороны подиум в декоративных целях будет иметь форму, гармонирующую с обшивкой двери, и соответствующее покрытие. Установочные кольца будут прикручены к металлу двери не напрямую, а через монтажные панели. Очень хорошо внутри двери напротив магнита динамика наклеить акустическую линзу Френеля для рассеивания звуковой волны от тыльной стороны диффузора, но на момент проведения работ этот продукт мы найти не смогли — оставим эту операцию для последующего апгрейда.


ВЧ-головки будут расположены чуть ниже центра передних стоек, с ориентацией на центр лобового стекла. Последнему решению способствовал характер звучания: при прямом излучении на водителя звучание получалось слишком ярким, а при выбранном варианте этот недостаток удалось свести к минимуму. Кстати, отказ от прямого излучения особенно актуален.


А вот подключение комплекта (и мы уже об этом упоминали) будет осуществлено по схеме многополосного усиления. Но для тех, кому этот вариант не подходит, в ноябрьском номере мы предложили несколько более простых вариантов.


В следующем номере журнала нac ждет рассказ о самой интересной части проекта. Мы покажем инсталляцию целиком, расскажем о процессе настройки звучания с участием DSP, поделимся впечатлениями от прослушивания и проведем ряд экспериментов по разным вариантам включения компонентов в пределах выбранной схемы.


ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ

УСТАНОВОЧНОЕ КОЛЬЦО ДЛЯ НЧ/СЧ-ГОЛОВКИ

Работы по дереву непрерывно преследуют нас, начиная со второй публикации „Мастер-класса", и, как вы уже, наверное, поняли, сегодня нам опять без них не обойтись. Так что давайте приступим. Для начала размечаем на листе 20-мм фанеры внутренний (14,5 см) и внешний (20 см) диаметры кольца. Затем, как всегда аккуратно, выпиливаем по три одинаковых заготовки на каждый подиум и скручиваем, либо зажимаем их в струбцине, предварительно смазав места сочленения „жидкими гвоздями" (фото 1).


После того как „гвозди" подсохнут, наша задача — придать нужный наклон, поэтому мы обрабатываем полученные цилиндры с торца так, чтобы сточить его примерно до середины высоты одной из сторон. Лучше всего делать это электрорубанком, но можно и электролобзиком (фото 2).


МОНТАЖНАЯ ПАНЕЛЬ ДЛЯ НЧ/СЧ-ГОЛОВКИ

Следующий шаг — выпиливаем из листа 16-мм фанеры прямоугольную заготовку размером 23x40 см. В ней вырезаем монтажное отверстие для динамика в месте напротив кармана в вибро-демпфирующем материале, оставленном еще на этапе шумовиброизоляции дверей. Далее склеиваем панель вибролластом, прикручиваем к ней установочное кольцо, после чего привинчиваем панель к металлу двери. Такая конструкция обеспечит надежное и прочное крепление НЧ/СЧ-головки (фото 3).


ВНЕШНЯЯ ЧАСТЬ ПОДИУМА ДЛЯ НЧ/СЧ-ГОЛОВКИ

Результаты очень важных работ по надежному креплению НЧ/СЧ-головки и приданию ей нужной ориентации, о которых мы рассказали выше, не должны быть видны снаружи. Пришла очередь подумать, как все это будет выглядеть.


Для начала подготавливаем обшивку двери. Выпиливаем в ней отверстие диаметром, совпадающим с внешним диаметром установочного кольца (20 см). Затем тщательно оклеиваем прилегающую к отверстию обшивки область бумажным скотчем, чтобы не повредить ее. Далее надеваем обшивку на дверь, а на внешний торец установочного кольца прикручиваем монтажное кольцо из комплекта динамиков — в него „сядет" гриль (тоже из комплекта).


Теперь пришла очередь монтажной пены. Обильно покрываем пеной область вокруг подиума и ждем, пока она высохнет. На это потребуются сутки. После высыхания лены при помощи ножа придаем ей желаемую форму. В нашем случае это выглядит вот так (фото 4).


Для придания прочности обмазываем полученную заготовку шпатлевкой (в нашем случае это „Body Fiber") и после ее высыхания обрабатываем шкуркой.



Для лучшей эстетики мы решили добавить также сопрягающий элемент между полученным подиумом и подлокотником. Он получился довольно сложной формы и состоит из двух слоев фанеры — 20-мм и 16-мм (фото 5).


Теперь наш подиум будет плавно „перетекать" в штатный карман двери и подлокотник. Осталось поработать с той же шпатлевкой, чтобы все три элемента точно сопрягались между собой (фото 6).


В итоге подиум полностью готов, и по желанию его можно обтянуть любым декоративным материалом (фото 7).



ДЕКОРАТИВНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПОДИУМА ДЛЯ НЧ/СЧ-ГОЛОВКИ

В качестве облицовочного материала было решено использовать винил черного цвета. А весь процесс протекал следующим образом. Сначала вырезали заготовки из твердой бумаги, которые повторяли форму подиума. Затем по ним сделали лекала, и уже в последнюю очередь по лекалам нарезали винил. В местах, где обойтись цельными кусками не получилось, дошили необходимые фрагменты. После этого полученный „чехол" одели на подиум и с внутренней стороны зафиксировали его клеем (подойдет обычный „Момент") (фото 8).


ДЕКОРАТИВНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПОДИУМА ДЛЯ ВЧ-ГОЛОВКИ

Ну и последний этап — размещение высокочастотников После долгих экспериментов с ориентацией ВЧ-излучателей специалисты студии „Саг Systems" остановились на варианте работы на частичное отражение от лобового стекла. Для ВЧ-головок также сделали миниатюрные подиумы. Сначала строительной пеной заполнили квадратную коробочку подходящего размера, получив таким способом начальную заготовку. После ее высыхания вырезали отверстие для твитера и придали необходимый наклон. Затем прикрепили полученный мини-подиум к штатной накладке на передние стойки, обработали шпатлевкой и после ее высыхания зашкурили. В итоге получилась довольно стильная конструкция (фото 9).



Подиум твитера обтягивался по иной технологии, и связано это с особенностями работы с алькантарой. Сначала материал фиксируется (все тем же клеем „Момент") на месте максимального изгиба — в нашем случае это область вокруг твитера. Затем с помощью строительного фена разогреваем алькантару и, максимально ее натягивая, фиксируем по краям подиума с внутренней стороны клеем. Полностью готовая накладка с подиумом получила такой вид (фото 10).

Обсудить в форуме 

Материалы по теме
Статьи:Новости:
 Неместные. Audi A6. Переход через ноль
 Системы. VW Passat B6. Третий способ
 Системы. Toyota Camry. Академия художеств
 Audi оснастят хотспотом
 GenShock от Levant Power
 Мотошлем с зеркалом заднего вида



© 2003 Клуб 12 вольт. При использовании материалов сайта гиперссылка на "Клуб 12 вольт" обязательна.
По вопросам рекламы обращайтесь на info@12v-club.ru
Разработка сайта, продвижение сайта: Студия «Индико»
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru